Три стратегии управления пьющими трудовыми коллективами в России
Работодатели вполне научились сосуществовать с нетрезвыми сотрудникамиОдна из самых распространенных реакций на алкогольную зависимость сотрудника – увольнение. Чаще всего работодатели не хотят мириться с вредной привычкой, даже если речь идет о суперпрофессионалах.
На Челябинском трубопрокатном заводе (ЧТПЗ) стандарты трезвости начали внедрять в 2010 г. На новое производство нанимали только людей без вредных привычек. А в старых цехах ужесточили меры – ввели обязательное тестирование сотрудников на алкоголь перед сменой, рассказала Анна Левитанская, директор по стратегическим коммуникациям ЧТПЗ. Прежде чем сделать проверку обязательной, в компании провели опрос. В целом нововведение неприятия у коллектива не вызвало. Обеспокоенность высказали лишь некоторые женщины: на заводах работает много семейных пар и жены боялись, что их мужья из-за ужесточения режима могут потерять работу. Сейчас на заводах в Челябинске и Первоуральске установили 85 алкотестеров и 60% сотрудников – все работники основных цехов – проходят через них. И если в 2010 г. за первый месяц введения тестирования в новом цехе «Высота 239» были выявлены 20 подвыпивших сотрудников, то за пять месяцев 2015 г. было зафиксировано только пять случаев, когда люди пришли на работу с «остаточными явлениями».
Светлана Казановская, гендиректор и владелица петербургской кондитерской «Кусочек счастья», решила проблему алкоголизма просто: она уволила всех мужчин и оставила в штате только женщин. В процессе становления ее бизнеса выяснилось, что все мужчины – повара, пекари, кондитеры – в группе риска по алкоголизму. «Не знаю, с чем это связано, но в итоге в команде из мужчин остался только водитель-курьер», – рассказывает она.
Непримиримые
Любовь Лукьянова, старший консультант по подбору персонала кадрового холдинга Gi Group Russia, вспоминает, что когда она работала в пивоваренной компании, то часто имела дело с сотрудниками, которые распивали алкоголь на рабочем месте, а потом, надеясь на понимание руководителей, писали нелепые объяснительные: «Не мог спокойно смотреть, как сливается испорченная продукция в брак – подставил стаканчик», «Мучила жажда и немного отпил». Перевоспитанием таких писателей в компании не занимались и увольняли, добавляет Лукьянова: «Все чаще компании не готовы закрывать на это глаза и расстаются с такими сотрудниками незамедлительно без выяснения причин».
Когда Казановская только открыла пекарню, у нее работал, по ее словам, «гениальный пекарь». Его хлеб был необыкновенно вкусный, а штрудели просто божественные, говорит она. Пекарь отлично трудился полгода, а потом ушел в запой. Выяснилось, что он зашитый алкоголик. «Можно было закодировать его снова, контролировать каждый день, но я решила, что оно того не стоит, – объясняет Казановская. – Слишком большой риск, что в ответственный момент он подведет. Например, на Пасху, когда кондитерская день и ночь печет куличи». Если пекарь пропадает, это срыв поставок и продаж. Гениального сотрудника пришлось уволить, а направление по выпечке хлеба вообще закрыть. Хотя владелица пекарни об этом не жалеет, по хлебу запойного пекаря иногда скучает. У этой стратегии есть главный плюс – источник проблем устраняется раз и навсегда. Но есть и минусы – потеря ценных сотрудников, а иногда и целых направлений в бизнесе.
Компромисс
Всех пьющих не уволить – их слишком много. Только официально за наркологической помощью в России обращается более 2 млн алкоголиков, подсчитали в Минздраве. Но нуждаются в ней как минимум 30 млн, убеждены эксперты. Представители так называемых трудных профессий особенно склонны к алкогольной зависимости, замечает Юрий Сиволап, профессор кафедры психиатрии и наркологии МГМУ им. Сеченова. Так они реагируют на рабочий стресс – ненормированный график, нагрузки, работу по выходным, невысокую зарплату и неудовлетворенность результатами своего труда. Среди трудных профессий – врачи и полицейские, приводит пример Сиволап.
Поэтому другая распространенная стратегия российских работодателей – поиск компромисса. Они не увольняют алкоголиков, а так или иначе пытаются адаптировать пьющего сотрудника на работе – не запрещают людям пить, но следят за тем, чтобы в рабочее время пьянства не происходило.
Запойная работа
Трудоголики любой профессии тоже кандидаты в алкоголики. Люди, которые работают сверхурочно, на 11% чаще становятся хроническими алкоголиками, установили в Финском институте профессиональных заболеваний. Те, кто засиживается на работе допоздна и работает больше 48 часов в неделю, подвергаются заметно более высокому риску впасть в зависимость от алкоголя, чем их коллеги, которые уходят с работы вовремя, считают авторы исследования.
Пьющие топ-менеджеры тоже не редкость, и компании это терпят. «Я знаю великолепного кризисного управляющего, который страдает алкоголизмом с наследственной составляющей, – рассказывает Сиволап. – Услуги этого человека пользуются большим спросом, и, когда он входит в очередной запой, «терпящая бедствие» компания готова на все, чтобы вернуть его в трудоспособное состояние».
«В строительной компании, в которой я раньше работал, главный энергетик, сильный специалист, употреблял спиртное регулярно, но на качестве работы это не сказывалось, поэтому его терпели», – рассказывает Евгений Родин, директор нижегородской компании SKD. В компании Родина принудительно кодировали работников – каменщиков, слесарей, водителей за счет фирмы. «Но если сотрудник очень нужен и ушел в запой, его ждут, когда он из него выйдет, – замечает Родин. – И такая ситуация не редкость. Мой приятель работал на трубопроводе, и только он мог соединить трубы стык в стык – это непросто. Он предупреждал начальника: я три дня буду пить, а потом приду и все сделаю. И обещание держал – делал так, как никто другой не умел». Плюсы стратегии – сохраняются кадры, минусы – большие затраты на поддержание трезвости.
Не по таланту пьешь!
Третья стратегия – поощрительная. Работодатели относятся спокойно к алкоголю на работе, если это не мешает трудовому процессу. Особенно терпимы к пьянству руководители людей творческих профессий: актеров, дизайнеров, художников, журналистов, а также специалистов по рекламе и продажам.
«Сталкивалась не раз со звездами продаж, которые при выходе на работу ставили условие: буду много пить, курить в кабинете, но увеличу выручку в 2 раза», – замечает Людмила Ростова, соучредитель компании IID, которая разрабатывает необычные страховые продукты. Вопрос в самоконтроле «звезды» и комфорте сотрудников, вынужденных работать с пьющим коллегой в одном коллективе, добавляет она. «В нашей компании не запрещено выпивать: когда мы начинаем проект и придумываем что-то новое, то обязательно открываем бутылку шампанского», – уточняет Ростова. Без этого креатива в страховании не добиться, улыбается она. Только в такое обмывание проекта должен быть вовлечен весь коллектив, считает она: «Нехорошо, если у всех на виду в открытом офисном пространстве группа творческих людей пьет шампанское, а в это время бухгалтеры или аналитики вынуждены делать свою рутинную работу».
Это неверно, что алкоголь всегда вредит работе и деловым коммуникациям, считает Александр Трифонов, основатель правового сервиса 48Prav.ru. На последнем питерском международном юридическом форуме, который проходил в конце мая, была специальная программа Legal Drink – более чем в 10 соседних питейных заведениях, компактно расположенных на ул. Рубинштейна. В результате все прошло чинно, а люди успели обсудить важные проблемы в непринужденной обстановке.
Но даже в креативных отраслях считают, что работа и алкоголь плохо совместимы. «Я 20 лет руковожу творческим коллективом и убедился, что в стенах офиса и в рабочее время пить все-таки негигиенично, – говорит Алексей Андреев, гендиректор агентства Depot WPF. – Был у меня арт-директор, который из-за алкоголя деградировал и потерял всю квалификацию». Для таких случаев у него есть фраза: «Не по таланту пьешь!»