Испанская бизнес-школа IESE вернулась на вершину рэнкинга корпоративных программ FT
В категории открытых программ лидерство удержала швейцарская IMD
Financial Times (FT) составляет рэнкинги программ корпоративного обучения 17-й год подряд. На этот раз в них участвовали 75 лучших открытых программ и 85 лучших программ, созданных по заказу клиентов. Корпоративное обучение в бизнес-школах – это короткие курсы, не предполагающие получение степени. Такие программы могут быть созданы по заказу корпоративного клиента либо быть открытыми для всех желающих. Рэнкинги FT по традиции учитывают мнение студентов и клиентов школ, состав участников программ и профессоров, а также международное влияние школы.
IESE заняла первое место в корпоративных программах и третье – в открытых. Ее лидерство в сводном рэнкинге – результат высоких мест по всем 15 критериям, учитываемым FT.
В категории открытых программ лидером четвертый год подряд стала швейцарская IMD, HEC Paris занимает второе место, IESE – третье.
Плюсы и минусы
Главный актив бизнес-школ – их преподавательский состав. Все программы с высокими рэнкингами могут похвастаться отличным качеством преподавания, согласованностью курсов и их доступностью.
Слабое место программ – помощь выпускникам по окончании обучения. У этой категории самый низкий средний балл – 7,6 из 10 возможных. Есть что улучшить школам и с точки зрения применимости их программ на практике. «Программа, по которой я учился, оказалась не столь уж полезной для меня на практике, – сетует топ-менеджер, прошедший курс подготовки для руководства. – Была бы очень кстати помощь в поддержке выпускников по окончании программ и советы в применении полученных знаний на практике».
Впрочем, большинство участников открытых программ все-таки говорили, что выбранный ими курс оправдал их личные и профессиональные ожидания и они готовы рекомендовать их будущим студентам. Корпоративные клиенты тоже остались довольны: две трети признались, что будут заказывать ту же программу у той же школы.
Конкуренты не дремлют
Тем временем деканы бизнес-школ обеспокоены, что спрос на программы корпоративного обучения, о которых в последнее время говорят как о главном конкуренте MBA, не столь и велик, а рынок раздроблен. Уже давно такие программы предлагают консалтинговые компании, например Bain и Boston Consulting Group. Кроме того, сейчас на этот рынок с $70 млрд годового дохода также претендуют издательские дома, высокотехнологичные стартапы и даже рекрутинговые агентства.
Соцсеть для профессионалов LinkedIn недавно купила компанию Lynda.com, специализирующуюся на тренингах. FT предлагает программы корпоративного обучения в партнерстве с испанской IE Business School. Рекрутинговые агентства вынуждены осваивать сектор корпоративного образования, поскольку растет конкуренция за клиентские базы со стороны LinkedIn.
«Мы видим, как появляются стартапы, финансируемые на деньги венчурных инвесторов и предлагающие программы, использующие высокие технологии», – говорит замдекана по программам корпоративного обучения Columbia Business School Майк Мейлфакис.
Но и этим конкуренция не ограничивается, отмечает декан MIT Sloan Дэвид Шмитляйн. В нише программ корпоративного образования все больше новых и малоизвестных бизнес-школ. «Происходит это из-за улучшения экономической ситуации или из-за высвобождения рабочих рук, поскольку падает спрос на классическую MBA, не ясно», – говорит Шмитляйн.
FT, 18.05.2015