Индекс потребительского доверия россиян обновил исторический минимум

Лишь 17% опрошенных видят перспективы на рынке труда, половина планирует экономить на еде
Е.Разумный
Е.Разумный / Ведомости

Индекс потребительского доверия Nielsen для России в I квартале 2015 г. опустился на 7 позиций до уровня в 72 пункта - это рекордно низкое значение за всю историю исследования, следует из сообщения Nielsen. В кризисном первом квартале 2009 г. этот индекс находился на уровне 75 пунктов, напоминает компания.

Снижение индекса Nielsen связывает с существенным ростом цен на товары первой необходимости, из-за чего население остро ощутило падение реальных доходов. В то же время, если в 2009 г. потребительские настроения «обвалились сразу и намного», то в 2014 г. россияне до III квартала верили, что угрозы их благосостоянию нет, цитируются в сообщении Nielsen слова коммерческого директора Nielsen в России Илоны Лепп.

Локомотивом падения индекса стала ухудшающаяся оценка респондентами перспектив отечественного рынка труда: по подсчетам Nielsen, 74% не ожидают положительных изменений в отношении собственной занятости в ближайшем году (+8 процентных пунктов по сравнению с IV кварталом 2014 г.). И если еще в III квартале 2014 г. 42% опрошенных предвосхищали отличные или хорошие перспективы на рынке труда в ближайшем году, то сегодня таких лишь 17%.

60% российских потребителей ожидают, что в ближайшие полгода их финансовое положение будет не очень хорошим или плохим (+4 п. п. по сравнению с предыдущим кварталом). И только 21% респондентов считают, что сейчас подходящий момент для покупок - это, отмечается в сообщении Nielsen, минимум за последние 10 лет. Для сравнения: в I квартале 2009 г. таких насчитывалось 27%, напоминает агентство.

Россияне, которые располагают свободными деньгами, продолжают тратить их на новую одежду (36 и 40% в IV квартале 2014 г.), оплату долгов по кредитам (31 и 36% соответственно) и развлечения вне дома (28 и 27%); переводить деньги в сбережения планируют 29% российских потребителей, говорится в сообщении Nielsen. Кроме того, по его данным, каждый второй респондент (48% против 39%) планирует перейти на более дешевые бренды продуктов питания.