Львиная доля времени российских управленцев уходит на работу, которую должны выполнять подчиненные
Разработчики систем контроля рабочего времени придумали, как им об этом сообщить
Однажды к нам обратилась крупная сеть автосалонов, – рассказывает Александр Бочкин, гендиректор и основатель компании «Инфомаксимум» (разработчик системы учета рабочего времени CrocoTime). – Бизнес не приносил ожидаемых результатов, при этом сотрудники не уставали жаловаться на загруженность, поднимали вопрос о повышении зарплаты и найме дополнительных сотрудников».
После того как клиент установил систему CrocoTime в отделе продаж, он пришел к любопытным выводам: большого количества непродуктивного времени (того, например, что тратится на посещение развлекательных сайтов) обнаружено не было, но люди подолгу работали в документах Word. То есть, вместо того чтобы звонить и писать клиентам, они занимались бумаготворчеством: вручную вносили в договоры реквизиты, индивидуальные условия, суммы и т. д. Причем все данные сначала переписывали на листочки, а уже потом с листочков – в договоры. О том, что в компании существовали шаблоны документов, которые заполнялись на 60–70% быстрее, никто из менеджеров не знал.
Бесследно для руководителя отдела такое, конечно же, пройти не могло: он тут же получил выговор. А сам кейс привел разработчиков системы CrocoTime к идее дополнить программу новой функцией – возможностью учета времени, которое человек тратит на чужие дела (раньше программа автоматически учитывала три основных показателя – продуктивное время (часы, потраченные на работу), непродуктивное (время, проведенное на развлекательных ресурсах) и некомпьютерное (сколько времени сотрудник отсутствовал на рабочем месте).
Любимая игрушка
«Перед тем как запустить систему, администратор задает разрешения на работу с ресурсами: какие из них относятся к продуктивным ресурсам, какие – к непродуктивным, а какие – к непрофильным, – поясняет Бочкин. – Естественно, в зависимости от специфики работы сотрудников различным отделам и специалистам нужно задавать индивидуальные разрешения. В нашей системе есть автоматическая группировка: наиболее популярные программы и сайты собраны по категориям – офисные, справочные ресурсы, мультимедиа, мессенджеры, социальные сети и т. д. Есть также и предустановленные типовые должности – бухгалтер, программист, экономист, юрист, маркетолог и т. д. Администратору, таким образом, остается лишь подрегулировать настройки – добавить недостающие профили отделов, подразделений или конкретных специалистов, а также задать статус тех или иных групп ресурсов».
Новый функционал программы, по словам Бочкина, стал доступен клиентам несколько дней назад, когда вышло обновление системы. Цены на продукт не изменились: бессрочная лицензия на одного сотрудника стоит 2560 руб., полугодовая – 1000 руб. «Систему уже обновили 85% клиентов», – говорит Бочкин.
Ничего личного
«Система никак не нарушает прав сотрудника в плане отслеживания конфиденциальной информации, – уверяет Бочкин. – С ее помощью работодатели не следят за перепиской, не делают скриншотов экрана, на которых могут быть запечатлены, например, пароли пользователя. Программа регистрирует время и страницы ресурсов, с которыми работает сотрудник, автоматически распределяет их на продуктивные, непродуктивные и непрофильные, отмечает опоздания, длительные перерывы в работе, отвлечения. Это дает полную картину рабочего дня сотрудника, при этом без вторжения в его личное пространство.
По его словам, клиенты могут не сообщать сотрудникам о мониторинге, но большинство компаний все же не скрывают от своих подчиненных факт слежения.
«Лично я рассказал специалистам своего отдела о том, что с определенного времени их рабочее время подвергается тщательному анализу», – говорит Александр Глущак, начальник отдела эксплуатации информационных систем компании «ЦВ протек». Негативная реакция, по его словам, была недолгой.
«В нашей компании высокий процент непрофильного времени отмечается у маркетологов, – говорит Бочкин. – Они традиционно выполняют массу задач: работают в Photoshop (функции дизайнера), занимаются рассылкой писем (функции секретаря), анализируют и оптимизируют работу сайта (дело SEO-оптимизатора) и т. д.». Чтобы избежать излишней загруженности людей, в компании предпочитают вышеперечисленную работу передавать на фриланс.
В разумных пределах
«Вполне допускаю, что половину рабочего времени мои программисты тратят на тестирование, а продавцы – на решение технических проблем, но это нормально, – убежден Ярослав Городецкий, владелец и гендиректор компании CDNvideo. – Если для достижения результата нужно решить несколько разнотипных задач, то пусть это делает один человек, а не несколько».
«Выполнение специалистом непрофильных задач вполне уместно в той степени, в какой оно помогает достижению поставленной клиентом цели, – соглашается с ним Борис Любошиц, президент и собственник компании «Аудит груп». – Во всяком случае, мы не видим смысла ставить наших специалистов в узкие рамки, заставляя заниматься исключительно аудитом или, допустим, юридическими вопросами».
Любые попытки контролировать подчиненных по мелочам приводят к росту недовольства в организации и разрушают доверие между работником и работодателем, а это отнюдь не способствует росту производительности труда, уверен Павел Безручко, гендиректор «Экопси-консалтинга». «Люди не роботы, они не могут фокусироваться только на своих основных обязанностях», – поясняет он. Нет ничего предосудительного в том, чтобы помочь коллеге или зайти два-три раза в день в социальные сети. Главное – выполнить в итоге стоящие перед тобой задачи. «Если я нанял дорогого специалиста для того, чтобы за год он сделал мне 10 проектов, а он выполнил меньше 7, то я не буду разбираться, чем он был ежедневно занят за компьютером. Я просто его уволю», – объясняет эксперт. Он добавляет, что люди в России достаточно изобретательны, чтобы обойти контроль, навязанный работодателем. Кто-то, например, сидя на рабочем месте, будет заниматься посторонними делами, используя личный планшет. «Люди все равно найдут способ обмануть систему и работодателя. Они будут симулировать деятельность, вместо того чтобы работать», – говорит Безручко.
Веская причина
Систему IT-контроля имеет смысл вводить, когда в компаниях происходят слияния и поглощения, меняется руководство и в менеджмент приходят люди, которые не знают коллектив, с которым им предстоит работать, полагает Клара Бодин, директор по персоналу по России и СНГ компании Oriflame. «Если же руководитель работает с людьми давно и не знает, кто чем в его организации занимается и какие обязанности совмещает, то грош ему цена. Его, наверное, надо увольнять», – считает она. Бодин выступает против автоматизированных попыток управлять людьми, по крайней мере, в таких компаниях, как Oriflame. «Мы создаем красоту, а значит, должны давать нашим сотрудникам свободу и ощущение того, что в стенах компании они занимаются креативной работой. Любая попытка слежки этот дух убьет», – не сомневается она.