Москвич Хусейн Аз-зари покорил мир необычным софтом
Оборот его компании CDC в этом году составит около 1,5 млрд рубПока большинство сверстников московского школьника Хусейна Аз-зари летом мыли парты, мели школьный двор или просто бездельничали, он постигал основы программирования в учебном центре при МГТУ им. Баумана. Охоту эту не смогли отбить ни служба в армии, ни лихие девяностые.
Первые шаги в IT-бизнесе Аз-зари сделал в конце 1980-х. Автоматизация Орехово-Зуевского комбината железобетонных изделий в 1989 г. была одним из первых его проектов, вспоминает президент CDC. Советские программисты, часть которых впоследствии влилась в российские IT-компании, могли разрабатывать и внедрять практически все виды прикладного ПО, уверен Аз-зари. И образование у них лучше, и нестандартно мыслить они умеют, считает бизнесмен. «Но импорт профессионального ПО в 1990-х гг. не оставлял им никаких шансов: в маркетинге и лоббистских возможностях российские программисты не могли тягаться с западными IT-гигантами», - констатирует предприниматель. Их решения стоят значительно дороже российских, при этом зачастую 80% их цены - маркетинг, консалтинг, очень дорогая техподдержка (на нее может приходиться более 20% стоимости контракта с российским покупателем), говорит Аз-зари.
Порог для продавца
Аз-зари рассказывает о том, где и как применяются его программы, но больше всего говорит про торговлю. По сути, там начался его нынешний бизнес. В начале 1990-х гг., когда вопросы автоматизации бизнес-процессов на какое-то время отошли на второй план, он, по собственному признанию, занимался торговлей и дистрибуцией. На заработанные несколько сотен тысяч долларов в 1996 г. он одновременно открыл два бизнеса: сеть салонов сотовой связи «Максимус» (это было совместное предприятие с дистрибутором компьютерной техники «Макцентр») и группу компаний CDC, разработчика специализированного софта для удаленной работы. К моменту продажи значительной доли сети «Максимус» другому сотовому дилеру, «Диксис», в 2003 г. в сети насчитывалось около 150 салонов. Это было порогом, за которым развивать компанию на собственные средства, не влезая в долги, было невозможно, объясняет причину продажи сотового бизнеса Аз-зари. К тому же совмещать управление сетью салонов связи с разработкой софта стало невозможно, признает он.
Системы, разрабатываемые CDC, предназначены для компаний, в которых сотрудникам приходится работать на выезде. В первую очередь это торговые агенты, мерчандайзеры и экспедиторы. Система заставляет выездной персонал выполнять все необходимые действия четко, в нужном месте и в нужное время. При этом мерчандайзер может быстро внести в систему информацию о том, правильно ли выставлен товар в торговом зале, получить информацию об акциях, которые проводит поставщик (чтобы предлагать контрагентам скидки), проверить, есть ли у магазина задолженность перед поставщиком. Такие системы от CDC внедрили в своих российских офисах Mars, Nestle, Schwarzkopf, рассказывает Аз-зари. Их использование на 30-90% повышает производительность труда мерчандайзеров и торговых представителей, сокращает сроки заказа товара и его доставки почти вдвое, на 30-35% сокращает затраты на содержание «выездных» сотрудников и в итоге на столько же повышает продажи, уверяет он.
Системы, работающие по такой же схеме, CDC предлагает энергетическим компаниям (они, в частности, позволяют быстрее ликвидировать аварии, управляя работой ремонтных бригад, складов запчастей, логистических подразделений и т. п.), сотовым операторам, банкам, грузоперевозчикам и др.
Постепенно системы CDC стали замечать не только российские торговцы, торговые представительства и сервисные компании, но и западные коллеги. В 2008 г. CDC получила награду Microsoft за лучший в мире и в Восточной Европе партнерский продукт в сфере автоматизации мобильных рабочих мест. Получением приза сотрудничество с Microsoft не закончилось - американская корпорация закупает ПО, разработанное CDC, рассказывает Аз-зари. Партнерство позволяет CDC выйти за границы России и экспортировать ПО, подчеркивает он.
Своих не нужно
Основная проблема этого рынка - в отсутствии какой-либо поддержки российских компаний, выпускающих профессиональный софт, а также в незаслуженных преференциях, которые получают западные IT-корпорации на конкурсах крупных российских частных и госпредприятий, сетует Аз-зари. В 2011 г. один из крупнейших российских банков выбирал поставщика масштабной IT-системы, предусматривающей в том числе наличие мобильных рабочих мест, приводит он пример. Система позволила бы управлять сервисными службами, чинящими поврежденные банкоматы и терминалы, контролировать качество услуг в отделениях банка, проводить в них онлайн-опросы, обслуживать корпоративных клиентов прямо у них в офисах и многое другое. CDC участвовала в конкурсе: она даже бесплатно установила тестовый вариант системы менеджмента сервисных бригад, который к моменту его проведения начал приносить экономию, утверждает Аз-зари. Решение было готово на 85%, но банк все же выбрал не CDC, а одного из партнеров немецкой SAP, продолжает он. В результате внедрение системы автоматизации мобильных рабочих мест по данному проекту в этом банке не завершено до сих пор, говорит бизнесмен.
CDC примечательна тем, что не дифференцировала свой бизнес, а упорно занималась именно разработкой ПО одного и того же профиля, расширяя его функциональность для разных отраслей - от мобильной торговли до нефтегазового и банковского сектора, считает директор дивизиона мобильных и издательских решений Paragon Software Александр Зудин. Но развитие ее бизнеса осложняет то, что на российском рынке госпредприятия и другие крупные компании часто выбирают поставщиков программных решений вовсе не на основе рыночных факторов, прямо говорит он. «Сейчас отдавать предпочтение иностранным разработкам и тратиться на их адаптацию - ошибочная стратегия как с точки зрения финансовых вложений, так и с точки зрения повышения эффективности», - уверен Зудин.
Перенять у Китая
Выходом из положения Аз-зари считает заимствование китайского опыта поддержки IT-компаний. «В неформальных разговорах китайские программисты не скрывают: у организаторов конкурсов на закупку ПО для госструктур и частных компаний есть четкая установка - отдавать предпочтение китайской продукции, а если замены зарубежному продукту нет, то предпринять все необходимое, чтобы аналогичный продукт быстро разработали местные компании», - рассказывает Аз-зари. По его словам, китайские программисты могут использовать огромный административный ресурс при продвижении продукции за рубеж.
В сложившейся экономической ситуации компаниям, работающим на российском рынке, необходимо переориентироваться с зарубежных, преимущественно западных поставщиков ПО и софтверных решений, на российских разработчиков, согласен основатель компании «ПИНбонус» (разрабатывает программные решения для корпоративных заказчиков) Владимир Дьяков. В России умеют выращивать сильнейших программистов, которые способны разрабатывать продукты, адаптированные под российские реалии бизнеса, отмечает он. Более того, отечественные разработки, как правило, намного дешевле и продукты СDC тут не исключение, считает Дьяков: «Я не говорю уже о стоимости технической поддержки западных решений, которая может доходить до 20% от стоимости купленного ПО».