За три года на ДНК-тестировании компания достигла оборота в $1 млн
Современное ДНК-тестирование - это не только установление отцовства в судебных спорах, но и множество других возможностей. Построив бизнес на генетических исследованиях, компания Genotek за три года достигла оборота более $1 млнВсе трое идейных вдохновителей проекта Genotek - выпускники МГУ. Артем Елмуратов, гендиректор компании, и Кир Петренко, исполнительный директор, окончили механико-математический факультет. А Валерий Ильинский, ставший директором по науке, - биологический.
Немолочные братья. 16%
взрослых россиян молоко не идет на пользу: они не могут усваивать этот продукт, а именно - молочный сахар, или лактозу, и ДНК-тестирование позволяет это определить, - рассказывает Валерий Ильинский, директор по науке Genotek. - Объяснить это можно генетическими особенностями людей. Мутации, которые позволяют усваивать молоко, появились относительно недавно - всего лишь 5000 лет назад в связи с развитием скотоводства. При этом у народов, которые исторически не разводили скот для получения молока, непереносимость лактозы и в наше время может достигать почти 100%».
Работать молодые люди начали еще во время учебы. Елмуратов успел получить опыт в строительстве и консалтинге. Петренко - в Центральном научно-исследовательском институте машиностроения в Королеве (головной институт Федерального космического агентства), где он исследовал, как обшивка ракеты сгорает при входе в слои атмосферы. Тогда Петренко понял, что российская наука - довольно скучный род деятельности по сравнению с высокотехнологичным бизнесом: в ней совсем нет практики, которая позволяет убедиться, что полученные теоретические результаты совпадают с реальностью.
Третий партнер, Ильинский, еще студентом, проходил стажировки в Вашингтонском и Цюрихском университетах, а затем работал в компании «ДНК-технология», которая производит оборудование и реагенты для ДНК-диагностики.
Собственно, идея создать Genotek возникла на стыке компетенций, желаний и потребностей.
Сначала команда собралась в МГУ для работы над новой технологией ДНК-диагностики. «Благодаря образованию и опыту Валерия мы понимали, как можно применять генетику для жизни людей, - рассказывает Елмуратов. - Но ни одного сервиса, который бы позволял пройти ДНК-исследование и получить качественную, понятную информацию об аспектах здоровья и происхождения, у нас в стране на тот момент не было. Иностранные компании не могли и не могут работать в России из-за таможенных ограничений на вывоз биоматериала». Ниша оказалась свободной, и молодые люди решили ее заполнить.
По словам предпринимателей, в самом начале инвестиции практически не требовались: в течение 2010 г. команда разработчиков с мехмата и биологов с биологического факультета МГУ разрабатывала IT-систему для обработки и интерпретации геномных данных. Делалось все это на голом энтузиазме. Инвестиции были привлечены позже в размере $500 000 (окупились через полтора года) и пошли на закупку оборудования и реагентов. Инвесторами выступили фонд RuStarsVentures и три бизнес-ангела. Один из инвесторов - Станислав Никольский сначала пришел в компанию как клиент: хотел узнать о своих генетических особенностях, а потом настолько вдохновился идеей, что решил вложиться в проект.
Компанию молодые люди зарегистрировали в 2011 г. как ООО «Генотек». «Тогда мы начали оказывать научные услуги институтам и фармацевтическим компаниям», - говорит Елмуратов. Лицензию на медицинскую деятельность предприниматели получили в 2014 г.
Предрасположенность как бизнес
В Genotek выделяют пять основных направлений деятельности: заказные научные исследования (их стоимость сильно варьируется - от десятков тысяч до нескольких миллионов рублей за заказ), диагностика наследственных заболеваний (от 44 000 до 49 000 руб.), определение статуса носителя наследственных заболеваний для планирования семьи (от 20 000 до 49 000 руб.), выявление предрасположенностей (от 1000 до 300 000 руб.), определение происхождения (от 3000 руб.). Оборот компании в прошлом году составил более $1 млн.
Сначала наибольший доход компании приносили научные исследования. Затем спрос несколько изменился: по словам Елмуратова, сейчас в Genotek стали чаще обращаться за диагностикой наследственных заболеваний, определением статуса их носителя и выявлением предрасположенностей.
В последнее время стало также модным заказывать анализ ДНК в подарок друг другу, говорит Елмуратов. Так, однажды в компанию пришли молодые муж и жена, которые решили провести генетический тест. Сначала им было просто интересно узнать, какие у них есть предрасположенности. Результат удивил обоих: тест показал, что супруги являются носителями болезни Тея - Сакса. «Это очень тяжелое заболевание нервной системы, - поясняет Ильинский. - Его не было ни у мужа, ни у жены, но каждый имел рецессивный ген, т. е. риск рождения ребенка с таким заболеванием составлял 25%. Пара согласилась на экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) с применением преимплантационной генетической диагностики (ПГД). ПГД позволяет анализировать генетические нарушения у эмбрионов до их переноса в полость матки. В результате у супругов родился здоровый мальчик».
Трудности продвижения
«Я начал изучать рынок ДНК-тестирования с 2007 г., - вспоминает Арсений Духинов, основатель и управляющий партнер компании Lifegen. - Стоимость расшифровки генома человека составляла тогда около $1 млн. Для того чтобы открыть Lifegen в России, мне пришлось потратить несколько лет на поиски лучших технологий по всему миру: я побывал в Китае, Сингапуре, Германии и США. В 2011 г. мы договорились с американскими партнерами и наконец в начале 2013 г. запустились в Москве». В своем бизнесе Духинов выделяет две основные категории клиентов. Это продвинутые родители, которых беспокоят вопросы, не грозит ли их ребенку рак, ждет ли его успех в спорте или лучше развивать интеллектуальные таланты, профилактику каких болезней следует начинать с самого детства. Для них в компании проводят фундаментальное исследование 700 000 элементов ДНК ребенка. На втором месте по популярности исследование «Мое крепкое здоровье», которое заказывают люди разных возрастов с целью предотвратить появление тех или иных болезней.
«Рост спроса на генетические исследования начался с того момента, когда до российского рынка докатился широко растиражированный успех компании 23andMe (США), - рассказывает Владимир Волобуев, управляющий директор компании MyGenetics. - В это же время стали появляться ее аналоги, исследующие риски развития различных заболеваний, чувствительность к лекарствам, родословную, отцовство, предрасположенность к набору веса и т. д.».
По словам Елмуратова, определить объем российского рынка расшифровки ДНК (или рынка генетических услуг) очень сложно. «Но он активно растет и в дальнейшем будет показывать только положительную динамику, - убежден предприниматель. - Так, в США и Европе услуги по расшифровке генома появились на четыре года раньше, чем в России, и набрали популярность за последние два-три года. Сейчас, по данным последних опросов, генетические паспорта получили уже 10 млн американцев, т. е. 3% населения».
«Планка входа на рынок для серьезных игроков, готовых инвестировать большое количество времени, интеллектуальных усилий и денег, очень высока, - продолжает Духинов. - Что касается нашей компании, то Lifegen в России - это отдел продаж, редакция и генетики, консультирующие клиентов и партнеров. Все остальное - лаборатория, технологии, биоинформатики - находится в США».
Кто захватит рынок
В биомедицинском холдинге «Атлас», который начал продажу своего генетического теста в сентябре, все исследования проводятся в России, но на оборудовании и ДНК-чипах американской компании Illumina. В компании Genotek лаборатория также находится в России, но оборудование в ней иностранное - компаний Illumina и Life Technologies. «Несомненно, таможенные пошлины и необходимость поставки реактивов повышают стоимость услуг, - говорит гендиректор «Атласа» Сергей Мусиенко. - Несмотря на это, наш тест на генетическую предрасположенность к заболеваниям значительно дешевле российских аналогов - его цена 14 900 руб., и при этом он включает в себя больше информации. Наше комплексное скрининговое решение предоставляет информацию одновременно более чем о 100 распространенных заболеваниях».
По мнению Мусиенко, российский рынок ДНК-диагностики находится на самой ранней стадии развития: происходит его сегментация, компании-первопроходцы еще не успели вырасти. «Лидером станет тот игрок, который сможет сделать максимально доступными генетические исследования и научится работать с большим объемом данных», - замечает Мусиенко.