Коворкинг в Москве из молодежной моды превратился в бизнес

Коворкинг сегодня - это не просто модный, но и прибыльный бизнес. Сложность в том, чтобы в общем рабочем пространстве уживались разные люди
Е. Ширинкина для Ведомостей
Е. Ширинкина для Ведомостей

Первые коворкинги - мини-офисы, которые сдаются в аренду на любой промежуток времени, - начали появляться в Москве еще в 2008 г. Сейчас в столице насчитывается около 15 коворкинг-центров различного формата - от комнат на 15 человек до пространств, которые вмещают более 100 клиентов, утверждает Андрей Компанеец, управляющий директор предприятия «Коворк на крыше».

Клуб предпринимателей

«Коворкинг - своего рода страховка, которую дает город начинающим предпринимателям, у которых есть идея, но нет большого бизнес-опыта. Это возможность попробовать себя в бизнесе с минимальным риском (не надо вкладываться в аренду офиса, покупку оборудования и т. д.)», - считает Алексей Комиссаров, руководитель департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы.

Коворкинг «Нагатино» стал флагманом городской программы «Москва: коворкинг 2.0», стартовавшей в 2012 г. За два года город выделил помещения еще для двух коворкингов в Восточном округе и Троицке на базе агентства «Малый бизнес Москвы». На 85 и 15 посадочных мест. Поддерживая коворкинг-центры, город, по словам Комиссарова, получает не только налоги и рабочие места от новых предпринимателей, но и сервисы и услуги, востребованные москвичами. Один из плюсов коворкингов - это атмосфера, в которой поиск связей и обмен опытом «с соседями» происходит легко и непринужденно, убежден Комиссаров. В Нагатине, знает он, есть масса примеров, когда партнеров, поставщиков и клиентов своих услуг компании находили среди своих соседей. «За счет того, что московские власти успешно запустили проект в Нагатине на коммерческих началах (проект не дотируется из бюджета города), на этот рынок пришли частные игроки и сейчас в столице существует более десятка таких площадок для предпринимателей», - поясняет Комиссаров.

От госпрограммы к частному проекту

Прежде чем запустить собственный проект, Компанеец руководил тем самым государственным коворкингом «Нагатино» (сейчас - «Свободное плавание»). «В какой-то момент я понял, что хочу заниматься этим самостоятельно, - вспоминает предприниматель. - Вместе с партнерами мы нашли здание, которое отвечало нашей задумке - создать рабочее пространство на последнем этаже с возможностью выхода на крышу. Мы посчитали, что для наших будущих клиентов это будет отличной возможностью - так, они в любой момент могут сменить обстановку и проветрить голову. Всего у нас 650 кв. м офисного пространства».

«Сегодня этот рынок работает по своим законам, - рассказывает Компанеец. - Если первые коворкинги конкурировали между собой просто наличием свободных мест, то с появлением новых проектов клиенты стали ориентироваться и на месторасположение объекта - насколько он, к примеру, удален от центра или дома. Более успешен тот, который помимо хорошо оборудованных рабочих мест предлагает своим клиентам возможность участвовать в различных мероприятиях, т. е. создает так называемую предпринимательскую тусовку. Плюс умеет нейтрализовать недовольства людей, такие как в коворкинге шумно, в коворкинге много хипстеров и бездельников, в коворкинге пропадают личные вещи».

Собственный офис у команды сервиса товарных рекомендаций Retail Rocket появился только через год после старта. Поначалу Николай Хлебинский с партнерами продолжали работать по найму в разных компаниях, а над своим бизнесом могли работать, собираясь вместе вечерами и по выходным. Удобное место, отвечавшее всем запросам IT-проекта, в Москве оказалось найти не так просто. Предприниматели протестировали большинство известных сетевых кофеен, недорогих кафе и модных антикафе. В одних постоянно падал WiFi, в других слишком шумно, нет доступа к розеткам, закрыты нужные для работы порты. С коворкингами, по словам Хлебинского, у предпринимателей не сложилось. Большинство таких мест не работали в выходные и поздно вечером. А те, что готовы были распахнуть свои двери в любое время, стоили слишком дорого.

Свои пространства для бизнеса открывают не только одиночки-предприниматели, но и крупные творческие кластеры. Им стартовать легче: в них уже собрана вся инфраструктура, сформировано свое сообщество. Так, на дизайн-заводе «Флакон» работает два коворкинга - классический Flacon CowOrKing и бизнес-акселератор Start Hub. Основные направления деятельности жителей первого - IT и дизайн. Второй явился продолжением двух проектов завода - Flacon CowOrKing и стартап-платформы Realogic, виртуального бизнес-инкубатора, который помогал стартапам.

Общие инвестиции в Start Hub, рассказали в пресс-службе завода, составили 4 млн руб., 2,8 млн из них были вложены в ремонт, отделку, кондиционирование, освещение, мебель, оборудование, систему контроля доступа, компьютеры и оргтехнику. Проект стартовал в апреле 2013 г. За полгода Start Hub вышел на операционную прибыль. Его окупаемость, по подсчетам завода, составит 2-3 года.

Почем пространство

Для открытия коворкинга в неподготовленном месте требуется 20 000-25 000 руб. инвестиций на 1 кв. м, рассказывает Компанеец: большая часть денег идет на ремонт и закупку мебели. А дальше нужно сразу начинать привлекать резидентов. «Коворк на крыше» предлагает в аренду любое рабочее пространство: от одного места в общем опенспейсе (от 4000 руб. в месяц) до кабинета на четверых (55 000 руб. в месяц) или комнаты для компании с численностью до 25 человек. При этом каждый может выбрать себе тариф, чтобы не переплачивать, т. е. работать, например, не за столом, а на диване. Самый популярный среди резидентов этого коворкинга тариф - 12 000 руб. в месяц, который включает в себя следующие услуги: оргтехнику, шкафчик для личных вещей, интернет, бесплатное посещение воркшопов, настоящий молотый кофе без ограничений.

В Start Hub аренда одного свободного места стоит 400 руб. в день, 1800 руб. в неделю, 6000 руб. в месяц. Аренда фиксированных мест дороже: 3500 руб. в неделю, 12 000 руб. в месяц. В коворкингах «Флакона» заполняемость составляет 90%, но летом она меньше. «Чаще всего клиенты обращают внимание на недочеты в организации хозяйственных процессов - кончились стаканчики на кухне или бумага в принтере, - отмечает Компанеец. - Мы стараемся тут же реагировать на любой запрос». «Когда в зоне фиксированных мест у нас стояли обычные стулья, заполняемость была очень низкой, однако как только появились удобные кресла, почти все места были куплены, - поделились в пресс-службе «Флакона». - Мы поняли одну вещь: поскольку многие работают по 15 часов в день, экономить на мебели нельзя».

Пространство не для всех

Но есть еще одно но, на которое следует обращать внимание в первую очередь: в одном рабочем пространстве, жалуются люди на различных интернет-форумах, нельзя собирать представителей разных профессий - продажников, например, которые постоянно сидят на телефоне, и программистов, которым нужна тишина. «У своих потенциальных клиентов мы заранее спрашиваем, чем они занимаются, - говорит Компанеец. - Одних мы сажаем в шумную зону - к себе подобным, а других - в более спокойную».

Специализированные коворкинги для России еще редкость. Одним из таких, пожалуй, можно считать проект #tceh, который появился не так давно и был создан специально для развития технологических стартапов. #tceh является частью офиса Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), расположенного на Серебрянической набережной. Это совместный проект ФРИИ и GreenfieldProject. «Наша цель - не просто зарабатывать на аренде столов и стульев, а создать сообщество технологических предпринимателей», - рассуждает гендиректор #tceh Ренат Гарипов. Сегодня в коворкинге #tceh 35 человек из 12 проектов и два фрилансера.

По мнению Компанейца, перспективы у рынка коворкинговых услуг есть. В России есть потенциал для развития еще 500-600 коворкингов, уверены во «Флаконе».