Сколько денег американцы и россияне готовы инвестировать в стартапы

Простой американец готов вкладывать в стоящие стартапы примерно $2000 два-три раза в год. Щедрость россиян ограничивают закон и доверие, вернее, их отсутствие
А. Махонин
А. Махонин / Ведомости

Около 58% американцев, годовой доход которых превышает $25 000, готовы инвестировать в стартапы на ранней стадии, показало исследование краудфандинговой отрасли, проведенное в США EarlyIQ, Crowdfund Professional Association и Crowdfund Capital Advisors. Они готовы поддерживать два-три стартапа ежегодно, инвестируя около $2000 в каждый.

Интерес к краудфандингу в среде американцев, зарабатывающих в год более $75 000, еще выше. 68% готовы инвестировать в стартапы, однако только в том случае, если будут иметь информацию об инвестиционной привлекательности того или иного проекта.

В топку рынка

В России краудфандинг – коллективное финансирование одного проекта большим количеством непрофессиональных инвесторов – еще не набрал обороты. Но собеседники «Ведомостей» убеждены, что лет через пять интерес к подобным инвестициям станет массовым и у нас. Ведь больших капиталов для участия в таком народном финансировании не нужно. Около 700 инвесторов, опрошенных российским форумом инвесторов MMGP, готовы участвовать в коллективном финансировании стартапов. Более половины из них (53%) пока не хотят рисковать суммой свыше $1000.

«Люди хотят приобщаться к чему-то созидательному и имеют на это средства. Но уровень недоверия друг к другу у нас выше, поэтому в России краудфандинг распространяться будет медленнее», – считает Гайдар Магдануров, директор по инвестициям Runa Capital.

«Пока в топке венчурного рынка не сгорит миллиард долларов, инвестированных в различные проекты, рано говорить об активном коммерческом краудфандинге, – убежден инвестор Виктор Лысенко, гендиректор и основатель мобильного финансового сервиса RocketBank. – Вот когда на рынке будет хотя бы десяток успешных ярких проектов, проинвестированных непрофессиональными инвесторами, движение начнет набирать обороты».

У России на это уйдет лет пять, полагает эксперт. Пока бизнес-ангелами в основном выступают люди с годовым доходом от $100 000. Но постепенно эта планка будет опускаться.

Пройти долину смерти

Без поддержки государства, которое формализовало бы правила игры, в этом случае не обойтись, полагает Магдануров: первым делом нужна судебная практика и законы, по которым можно будет оформлять такие инвестиции.

«Создать инфраструктуру для краудфандинга никто, кроме государства, не сможет», – согласен Лысенко. В США нарастающий интерес к краудфандингу среди обычных людей вызван не только большим количеством успешных стартапов, которые у всех на слуху, но и защищенностью этих инвестиций на законодательном уровне, полагает он.

Роль государства в российском случае досталась Агентству стратегических инициатив (АСИ), которое сейчас создает фонд поддержки инициатив в интернете.

«Чрезвычайно важно найти нишу, в которой фонд не будет пересекаться с институтами развития и принесет максимальную пользу именно российским стартапам и интернет-проектам, – комментирует Андрей Никитин, генеральный директор АНО «АСИ». – Мы пообщались с теми, кто уже запускал стартапы и набил шишки, и увидели, что в этом бизнесе есть такое понятие, как «долина смерти». Этот термин означает ситуацию, когда есть просто идея, но еще нет никакой реализации, в этом случае крупные фонды, как правило, боятся прийти в проект. В результате молодые ребята бросают идею и перестают заниматься бизнесом. Именно такие проекты на самом начальном этапе мы и будем поддерживать».

Новый фонд будет заниматься финансовой и экспертной поддержкой предпринимателей, реализующих общественно значимые интернет-проекты. А также обучением молодых интернет-лидеров, формируя у них навыки ведения бизнеса в сети. «Именно на поле фонда и будет развиваться краудфандинг, – говорит Никитин. – Для этого нам нужно создать законодательную базу для инвесторов-домохозяек. В данный момент фонд проходит регистрацию в Министерстве юстиции».

Бонус для ангела

Если коммерческий краудфандинг в России – дело будущего, то некоммерческое народное финансирование различных проектов уже набирает обороты. Российская площадка краудфандинга «С миру по нитке», существующая с конца 2010 г., за прошлый год привлекла около 1 млн народных рублей на финансирование 80 проектов. Всего подобные краудфандинговые сетевые площадки собрали за 2012 г. около 15 млн руб., по оценке Андрея Дунаева, сооснователя «С миру по нитке». Среднее вложение – около 1000 руб.

Охотнее всего народные инвесторы поддерживают музыкальные коллективы и съемки независимого кино, такая тенденция, по словам Дунаева, прослеживается на краудфандинговых площадках не только в России, но и за рубежом. Но шанс получить деньги есть у любого проекта, который придумает привлекательную схему мотивации, убежден он. Последующей прибыли инвесторам такой краудфандинг не подразумевает.

Но организаторы проектов гарантируют приятный бонус своим ангелам: упоминание в титрах, автографы, книги, сувениры из ограниченной серии. В России таким образом проекты собирают в среднем от 50 000 до 200 000 руб. Пока самый дорогой проект на портале «С миру по нитке» собрал 250 000 руб. – народные инвесторы вложили деньги в развитие сообщества «Дару дар» (международное сообщество, в котором люди дарят друг другу вещи или навыки на безвозмездной основе).

Активное развитие краудфандинга в России пока тормозит низкий уровень доверия в обществе, об этом говорят все участники рынка, опрошенные «Ведомостями». Разместить проект, который соответствовал бы всем требованиям краудфандинговой площадки, для получения высокого уровня доверия не так просто, рассказывает Дунаев. Авторам придется представить профили в социальных сетях, видео и другие доказательства. Да и народные инвесторы внимательно изучают информацию, прежде чем переводят деньги. Но слишком уж опасаться не стоит, утверждает Дунаев: зарубежные краудфандинговые площадки прокрутили уже около сотни тысяч проектов, а случаи мошенничества единичны, пока их не более десяти.