Путин назначил своим советником бывшего помощника Сечина
С именем Антона Устинова связаны дела ЮКОСа, "Русснефти" и "Уралкалия"Президент России Владимир Путин назначил своим советником Антона Устинова, занимавшего должность заместителя руководителя секретариата замглавы правительства Игоря Сечина. Указ о назначении глава государства подписал 15 июня, и сегодня же он размещен на официальном сайте Кремля.
Устинов — юрист, вся его карьера связана с госслужбой. В 2001 г. в возрасте 24 лет возглавил юридический департамент Министерства по налогам и сборам, в 2004 г., после преобразования министерства в Федеральную налоговую службу (ФНС), остался на этом посту. Хорошего знакомства с Сечиным никогда не скрывал.
После банкротства ЮКОСа, когда в 2004 г. налоговики предъявили нефтяной компании претензии в $27,5 млрд за 2000-2003 гг., подавляющая часть ее активов досталась «Роснефти», председателем совета директоров которой был Сечин. Устинов руководил комитетом кредиторов ЮКОСа.
Устинов курировал и другой громкий процесс — против «Русснефти». В 2006 г. налоговики потребовали от компании Михаила Гуцериева 20,5 млрд руб. налога на прибыль и НДС за покупку нефти не напрямую у добывающих «дочек», а c наценкой через трейдеров. Гуцериев продал «Русснефть» структурам «Базэла» и эмигрировал, но в 2010 г. выкупил компанию обратно и вернулся в страну.
В 2008 г. по прямому поручению Сечина курировал повторное расследование "дела Уралкалия" об аварии на шахте в Березниках в октябре 2006 г., которая привела к затоплению шахты, обрушению грунта и потере части запасов Верхнекамского месторождения. Комиссия Ростехнадзора не нашла вины компании, но Сечин лично инициировал повторное расследование и подсчет ущерба государства. «Уралкалию» грозили убытки от $600 млн до $25 млрд. Компании удалось отбиться, но проверка стала одним из поводов для продажи Дмитрием Рыболовлевым 65,3% «Уралкалия» Сулейману Керимову и его партнерам, говорили "Ведомостям" близкие к Рыболовлеву люди.
Недавно Сечин назначил Устинова ответственным за исполнение поручения правительства, касающегося раскрытия госкомпаниями бенефициаров своих контрагентов, а также доходов топ-менеджеров и их родственников.