Зачем «Ашан» превращает сотрудников в акционеров
Для мотивации линейного персонала в российском подразделении компании «Ашан» уже второй год работает программа акционирования. Деньги, полученные за улучшенные результаты работы, сотрудникам магазинов предлагают вкладывать в акции и ждать прироста их стоимости в течение пяти лет. Эксперты не уверены, что это именно то, что нужно рядовым сотрудникамЧисло акционеров компании «Ашан Россия» среди сотрудников достигло более чем 80%, до этого акционерами были около 73–74% работников, заявила на днях директор по персоналу российского подразделения Auchan Валери Маршадур. Речь идет о программе акционирования, в которой может участвовать как управляющий, так и линейный персонал. В Auchan она действует во Франции, Испании, Португалии, Польше, Венгрии, Италии и Китае.
В российском подразделении программа стартовала в 2010 г. В мае – июне этого года завершился ее второй этап: сотрудники сети получили акции люксембургской компании Valauchan Rus, которой французская группа передала по 2% акций своих «дочек» Meelaker, Tesseldjik и Sogepar (на эти фирмы зарегистрированы активы «Ашан Россия»).
Что так пять лет, что эдак
В «Ашане» стимулируют трудовой энтузиазм с помощью программы распределения улучшенных результатов (РУР). РУР может быть ежемесячным – в нем участвуют сотрудники, которые проработали три полных месяца, и ежегодным – он для тех, кто в «Ашане» не меньше полугода. Ежемесячный РУР рассчитывается, когда магазин демонстрирует увеличение товарооборота и количества проданных артикулов. В этом случае процент прибыли магазина делится поровну среди всех сотрудников. Годовой РУР рассчитывается для каждого сотрудника при условии превышения запланированных годовых финансовых показателей.
По словам Павла Прокофьева, менеджера сектора касс магазина «Ашан Сокольники», который работает в компании уже девять лет, 50% ежемесячного РУР прибавляется к зарплате сотрудника и еще 50% идет на транзитный счет. На этот же счет в марте перечисляются премии по результатам года. Далее сотруднику предлагается либо перевести все свои деньги на текущий счет, который блокируется на пять лет (как пояснила представитель компании Мария Курносова, ставка финансирования текущего счета рассчитывается исходя из процента, под который компания берет краткосрочные кредиты), либо конвертировать их в акции, которые также блокируются на пять лет (по словам Курносовой, сотрудники заключают договор об их покупке с Valauchan Rus. Все акционеры зарегистрированы в реестре, а бумаги хранятся в банке «Сосьете женераль» во Франции. Миноритарии голосуют через представителей от каждой страны).
В июне, когда начинается подписка на акции, сотрудников информируют о том, какая сумма у них накопилась, рассылая каждому так называемое письмо акционера. По словам Прокофьева, его накопления в виде премий (ежемесячного и годового РУР) в 2010 г. составили 15% от его годового дохода. Все деньги он перевел в эти акции. Сейчас, по его словам, их стоимость составляет 18% от его текущего годового дохода. В 2011 г. его накопления на транзитном счету составили 20% от его годового дохода, и он повторно конвертировал их в акции.
«Процент участия персонала в программе разный, но в целом по компании это больше половины рядовых сотрудников», – полагает Прокофьев. Один из менеджеров аффилированной «Ашану» компании рассказал, что многие коллеги действительно купили акции, но все они относятся к офисному персоналу.
Корреспондент «Ведомостей» решил опросить нескольких работников торгового зала в «Ашане» на Шереметьевской. Двое не стали отвечать на вопросы, сославшись на то, что «это не входит в их служебные обязанности». Еще двое – уроженцы Киргизии – рассказали, что устроились в компанию год назад, получают «хорошую» зарплату (около 20 000 руб.), но ни о какой программе акционирования не слышали.
Женись – и получи
После пяти лет компания обязуется выплатить сотрудникам деньги, которые они вложили в акции – держать их можно только на период работы. При увольнении сотрудник должен обратно продать их компании. Стоимость акции рассчитывают из стоимости компании, которую раз в год определяют независимые эксперты, назначаемые Торговым судом и не являющиеся сотрудниками «Ашан».
В «Ашане» рассказали, что воспользоваться деньгами до истечения пяти лет можно только в исключительных случаях: например, если сотрудник решил купить квартиру или сделать ремонт на сумму свыше 5000 евро, если ему нужно заплатить за первое высшее образование ребенка больше 1500 евро, а также в случае свадьбы, рождения или усыновления второго ребенка, смерти мужа или жены, наступления инвалидности акционера.
По словам Курносовой, в компании еще не проанализировали, какую долю от общего числа акционеров составляет линейный персонал, но подсчитали, что у одного менеджера, например, который участвует в программе с 2008 г. (в этом году был запущен ее пилотный проект), накопления в виде акций составили 45% от его текущего годового дохода. «Наш желаемый показатель – 100%», – говорит Курносова.
Кому это надо
Программы акционирования эффективны для управляющего персонала, рассуждает Юлия Капитанчук, партнер консалтинг-центра «Шаг»: для них это своего рода вызов – увеличить стоимость компании и получить за это бонус. Для линейного персонала такие программы, тем более долгосрочные, могут даже стать демотивирующими, считает консультант: продавцы с невысокой зарплатой больше заинтересованы в оценке результатов работы в краткосрочный период – месяц, максимум квартал – и в получении денег сразу, по факту конкретных достижений.
Текучесть персонала в «Ашан Россия», по словам Курносовой, составляет 35%. «Это хороший показатель, если учесть, что в целом по ритейлу этот показатель составляет 50–80%», – удивляется Капитанчук.
По мнению Давида Шустермана, директора консультативной компании «Пятерка», люди прежде всего должны иметь выбор – получать отложенные или реальные премии. «У сотрудников просто нет возможности отказаться от какой-либо программы, – говорит Шустерман. – В идеале в компании должен быть профсоюз, который бы контролировал любую систему мотивации, начисление окладов и премиальных, а также получение сотрудниками определенной прибыли с «акций». В «Ашане» ответили, что профсоюза у них нет.