Интернет-ателье «Рубашка-на-заказ» предложило покупателям «конструктор рубашек»

Интернет-ателье «Рубашка-на-заказ» предложило покупателям «конструктор рубашек», который моделирует их с учетом размеров и вкусов. За девять месяцев у компании появились постоянные клиенты, а выручка превысила 2,5 млн руб.

Председатель правления ижевского Мобилбанка Андрей Мунтян до недавнего времени занимался только серьезным бизнесом. Два года назад сын Василий предложил ему инвестировать деньги в необычное дело – интернет-ателье рубашек. Наняли программистов, модельеров и дизайнеров, разработали программу – конструктор рубашек. Клиент вводит 12 собственных мерок, выбирает элементы дизайна (цвет, длину и форму рукава, вид воротничка, манжет, карманов, пуговиц и проч.), оплачивает заказ удобным ему способом и меньше чем через месяц получает по почте свою рубашку.

И швец и жнец

Идею ателье подсмотрели в интернете, признает Андрей Мунтян, ведь существует несколько довольно свежих западных проектов, предлагающих рубашки по индивидуальным лекалам: американский MyCustomTailor.com, шведский TailorStore.com.

Сайт rubashka-na-zakaz.ru начал работать в феврале 2009 г. В проект вложили 5 млн руб., которые потратили на аренду цеха в Ижевске под швейное производство, закупку оборудования, зарплаты, рассказал Андрей Мунтян. Ему принадлежит контрольный пакет акций, оперативным руководством занялся Василий Мунтян.

Не обошлось без изучения опыта западных коллег. Создатели «Рубашки» заказывали сорочки в аналогичных интернет-магазинах и выяснили, что срок доставки у них – 2–3 месяца. Например, у TailorStore производство занимает 4–5 недель, шьют в Шри-Ланке, посылка приходит из Швеции. «Рубашка-на-заказ» решила предложить услуги более быстрые: произвести сорочку за девять дней плюс две недели – бесплатная доставка «Почтой России». Цена рубашки в среднем составляет 1500 руб.

Сразу столкнулись с кадровыми трудностями – найти в Ижевске швей, способных работать на современных швейных машинках-полуавтоматах, было сложно. Пришлось сотрудничать с местным колледжем. «Мы организовали группу по пошиву рубашек, платим студенткам стипендии, и скоро они придут к нам работать», – объясняет Андрей.

Вирусный эффект

Первые месяцы «Рубашка-на-заказ» фактически простаивала. За полгода поступило только 400 заказов, что нарушало планы создателей – они собирались окупить инвестиции за год, говорит Андрей.

Однако осенью активное продвижение в интернете дало результат. О «Рубашке» написали сразу несколько авторитетных блогеров. Кто-то делал это за деньги – от $50 до $200 за пост, кто-то – потому что нравилась сама идея товара, созданного «по проекту» самого потребителя, отмечает он.

«Эта информация, думаю, будет интересна тем, кому трудно из-за нестандартных размеров фигуры подобрать одежду в обычном магазине, и тем, кто любит хорошие вещи, изготовленные для него лично, – написала в октябре блогер radulova. – Интернет-ателье «Рубашка-на-заказ» – вот такое любопытное предприятие открылось недавно... И самое главное, что мне понравилось, – возможность добавить монограмму. Рубашки с собственными монограммами, как у миллионеров из кино. Так что рекомендую». После таких сообщений, дела пошли лучше. Только за последний месяц ателье получило около 1100 заказов, а выручка составила 900 000 руб. А его основатели задумались о расширении производства – ведь нынешнее рассчитано на 1000 рубашек в месяц. Сейчас в цехе трудится 20 швей, к началу следующего года планируют нанять еще 80.

Тест на убыточность

Ателье не может выжить только на рубашках, считает Иван Костенко, владелец московского ателье «Бурбаки», которое раньше специализировалось на пошиве мужских рубашек. Его историю «Ведомости» уже рассказывали два года назад. С тех пор в работе ателье многое изменилось. Раньше заказ можно было разместить на сайте «Бурбаки», к клиентам выезжали замерщики, готовые изделия доставляли курьеры. Такая модель бизнеса оказалась нерентабельной, рассказал Костенко. Теперь «Бурбаки» работает как традиционное ателье, в которое можно прийти и сделать заказ. Кроме того, Костенко расширил ассортимент и кроме рубашек шьет другую одежду для мужчин – брюки, костюмы. Чтобы индивидуальный пошив сорочки был рентабельным в Москве, ее цена должна начинаться от 5000 руб., убежден Костенко. Именно таких расценок придерживаются в «Бурбаки».

В Ижевске операционные расходы, конечно, ниже. И «Рубашка-на-заказ» готова временно терпеть убытки, чтобы внедрить новую услугу в массы. Недавно ателье начало предлагать покупателям тестовую рубашку всего за 390 руб. Ее шьют по тем же индивидуальным меркам из самой простой ткани: она позволяет клиенту оценить качество и проверить, не ошибся ли он с размерами. Вместе с тестовой рубашкой посылают каталог тканей. Такая услуга для ателье убыточна: «Рубашка» инвестирует в каждое тестовое изделие 300 руб.

Однако именно эта услуга – находка для инновационного сервиса. Только она должна быть исполнена безупречно, ведь от первого опыта зависит, останется ли у человека желание покупать таким способом, считает Анна Лебсак-Клейманс, гендиректор Fashion Consulting Group.

366 триллионов рубашек

Чаще всего покупатели отказываются от заказанной через интернет одежды из-за того, что не подошел размер, говорит Джулина Каспранова, PR-директор шопинг-клуба KupiVIP.ru. Поэтому у проекта, шьющего одежду по индивидуальным лекалам, найдется немало сторонников. Своя аудитория у «Рубашки-на-заказ» будет, но стать рентабельным проекту будет сложно, продолжает Костенко, и на это может уйти гораздо больше года.

Успех сервиса будет зависеть от того, как будут налажены система продаж и постпродаж, схемы возврата товара и решения спорных ситуаций, будут ли соблюдаться сроки поставки.

Сейчас «Рубашка-на-заказ» приняла уже более 3000 заказов, сшила 1800 рубашек, причем 419 из них – женских, конструктор для которых появился недавно: шить для женщин гораздо сложнее. Клиенты могут создать 366 трлн вариантов рубашек. Скоро на сайте заработают конструкторы галстуков и носовых платков, обещает Андрей Мунтян.