Стив МакКарри: «Наличие телефона с камерой не делает человека фотографом»

Знаменитый американский фотограф Стив МакКарри размышляет о будущем профессии, творческой свободе и отличии идеального кадра от обычного
Стив МакКарри
Стив МакКарри / Felipe Dana / AP

Стив МакКарри — один из самых знаменитых фотографов в мире. Он начал снимать в 70-х, будучи студентом Университета штата Пенсильвания, затем прославился как фоторепортер и военный фотожурналист, а свой самый известный кадр — портрет афганской девочки — сделал в 1985 г. в лагере беженцев в Пакистане. Снимок появился на обложке National Geographic и позже был назван самой известной фотографией в истории журнала. Параллельно с документальной фотожурналистикой МакКарри осваивал другие жанры фотографии: снимал пейзажи и портреты, сотрудничал с модными брендами. За годы работы МакКарри удостоился нескольких профессиональных наград, опубликовал множество книг, провел десятки персональных выставок. В 2004 г. МакКарри основал фонд Imagine Asia, который в партнерстве с местными организациями ведет просветительскую и образовательную деятельность.

Сейчас ему 66 лет, он очень увлеченно рассказывает о своих проектах, говорит, что в центре его работы всегда люди, а фотографию называет способом рассказывать истории. В Москву Стив МакКарри приехал на открытие выставки в ГУМе Overseas Tour, для которой он сделал по пять снимков в 12 уголках планеты. О том, как сделать уникальный снимок, показать красоту окружающего мира, и объективности в работе фотографа МакКарри рассказал «Ведомостям».

— Для проекта Overseas Tour вы запечатлели 12 очень разных мест планеты, от крупнейших мегаполисов до труднодоступных уголков. Как вы их выбирали и почему решили снимать и в России?

— Концепция проекта во многом отражена в названии: раз Overseas Tour, значит, нам нужно было кругосветное путешествие, мы хотели показать многообразие и непохожесть жизни на планете. Очень важной была географическая широта охвата, поэтому мы снимали Китай, Мексику, Эфиопию, Россию, США, хотели охватить все континенты. Затем, мы выбирали наиболее важные места. Важные с разных точек зрения: культурной, исторической. Есть и снимки, на которых запечатлено что-то очень функциональное, как, например, акведук в Мексике. Когда-то это было совсем утилитарное сооружение, просто для водоснабжения, в нем не предполагалось ничего экстраординарного, он не воплощал никакого сакрального смысла, как, например, храм. Но мы хотели показать красоту и элегантность и таких мест тоже, показать величие мастерства, благодаря которому он был создан, мастерства, пережившего столетия.

— Почему вы решили снимать и Россию, а в России — именно Красную площадь и ГУМ, а не, например, «старую Москву» или Санкт-Петербург, где в прошлом году проходила ваша выставка?

— Я думаю, Красная площадь, ГУМ, собор [Василия Блаженного] — это одно из самых важных мест в мире, не только в России. Это воплощение истории, но при этом часть современного города, это потрясающе. Для меня это одно из самых впечатляющих мест, снятых для проекта. Это уникальное место, как Ватикан, например.

От России до Эфиопии: кругосветное путешествие фотографа Стива МакКарри
— Москва оказалась хорошей моделью, как вы ее оцените именно с точки зрения фотографа?

— Панорама Красной площади для фотографа отличное место, можно снимать с любого ракурса, с любой точки. Мы снимали с крыши ГУМа, с этого ракурса вид невероятный.

— Как именно происходит процесс вашей работы? И как вы понимаете, что всё — удачные кадры есть, можно заканчивать?

— В первую очередь нужно прочувствовать место, узнать его вкус. Я приезжаю, изучаю место, ищу лучшие ракурсы для съемки, примеряю, когда лучше снимать. На примере Красной площади: Кремль — это средоточие силы и власти, мы снимали его с крыши ГУМа, вечером, когда включилось освещение и подсветка, это усилило впечатление мощи. Многое в этом процессе на уровне инстинкта, многое ты просто чувствуешь. Часто это сложно описать словами. Ты чувствуешь суть места, его квинтессенцию, самое важное, и пытаешься это передать.

— Вы говорите, что вам важно «почувствовать вкус места», но это довольно субъективная категория, многое в ней может быть продиктовано не столько реальностью, сколько представлениями о ней. В этом контексте, например, живопись и скульптура как виды искусства полностью возникают из воображения художника. А откуда возникают фотоснимки? Сколько в них из реальности, а сколько — из воображения?

— Сложно указать пропорцию: сколько того и сколько этого в том, что ты делаешь. Именно в этом проекте, конечно, много реальности — хотя бы потому, что все эти объекты уже есть, и такие, как есть. Но при этом мы не просто делали снимки, мы про каждое место рассказывали историю.

— В таком случае насколько беспристрастным должен быть фотограф? В чем его главная задача: ставить перед обществом вопросы, акцентировать проблемы или отражать реальность такой, как есть?

— Я думаю, это в первую очередь зависит от проекта и от его задачи, все должно быть к месту. В этом проекте мы снимали все как есть: вот ГУМ, вот Красная площадь. При этом, конечно, это моя интерпретация, эти снимки — взгляд Стива МакКарри. И, конечно, есть разные пути показать одно и то же, но это не означает, что какой-то из них более правильный. Они все — реальность.

— Какое из всех направлений оказалось самым сложным, а какое вдохновило больше всего?

— Красная площадь — одно из любимых, красивое и очень сильное место. Особое для меня место — Центральный вокзал в Нью-Йорке, где я живу, и, может быть, именно поэтому. Знаете, разные места проекта можно выделить по разным причинам. А сложным... если только в том смысле, что некоторые места снимать было сложнее. Например, в Марокко мы снимали город Шавен, снимали с высоты, с гор Эр-Риф, и это технически довольно непросто.

— Overseas Tour — ваш совместный проект с часовой мануфактурой Vacheron Constantin. Как сложилось это сотрудничество, кто был его инициатором?

— Кто кому позвонил первым, я даже не вспомню, наверное. («Мы позвонили», - вступает в разговор представитель Vacheron Constantin). Это рабочий процесс: я часто участвую в разных проектах, у Vacheron Constantin свои сотрудничества. Постепенно все сложилось: у Vacheron Constantin появились новые часы Overseas, с одновременным указанием времени в разных часовых поясах. Естественно, если делать проект, приуроченный к такому запуску, это должно было быть что-то связанное с кругосветным путешествием. Что-то, что позволило бы показать широту географии. Я же всю профессиональную жизнь путешествую и фотографирую по всему миру. Где-то год назад мы начали обсуждать эту возможность. Перебрали тысячи мест, у всех же есть свои любимые.

— Многие знают вас прежде всего как фоторепортера, отличного корреспондента, а Vacheron Constantin — часть совсем другого мира.

— Да, это на самом деле так, многие люди называют меня военным фотографом, но это никогда не было только так. Это лишь часть того, что я делал и делаю. Я всегда работал с модой, у меня были книги и выставки, персональные проекты с модными брендами - например, я работал с Valentino. Жизнь очень коротка, и я не хочу себя ограничивать, я хочу пробовать, экспериментировать. И работа в другой сфере — это всегда отличный шанс измениться, вырасти. Я путешествую больше 40 лет, вижу жизнь с разных сторон и понял, что это отлично — возможность видеть разные стороны жизни. Я был в мануфактуре Vacheron Constantin в Женеве и видел, что этот мир выходит за рамки только «дорогих часов». Это красота мастерства, уникальной работы.

— Вашу творческую свободу никак не ограничивали?

— Абсолютно! Никакого контроля, мы были как дети! Хотя я много путешествую, но у меня выдалась возможность побывать там, где я не был никогда. Или, например, я был в Москве не один раз, но никогда прежде у меня не было возможности снимать с крыши ГУМа, для этого нужно получать специальное разрешение. В этот раз мне такую возможность предоставили, и это уникальный опыт как для меня лично — я увидел Москву с такой точки, с какой никогда прежде не видел, — так и уникальный кадр для меня как для фотографа.

— Хочется узнать ваше мнение о будущем фотографии как профессии. Раньше, чтобы быть фотографом, нужно было владеть мастерством: уметь фотографировать на пленку, затем проявлять и печатать ее, уметь работать со светом. Сейчас все могут быть фотографами, достаточно купить телефон с камерой и оказаться в нужное время в нужном месте. Это не девальвирует профессию?

— Это совсем разные вещи. То, что сейчас все могут делать снимки, сохранять в памяти важные моменты, — это отлично! У многих людей, моих ровесников, не сохранились свидетельства очень важных моментов в жизни, просто потому, что еще даже 20 лет назад камеры были далеко не у всех. А иметь возможность запечатлеть свою семью, свою жизнь — это отлично. Но наличие камеры и телефона никого не делает фотографом. Миллионы фотографий — это просто снимки, которые что-то фиксируют. Может, важное для тех, кто их снял, но не более. Эти снимки не вызывают желания запоминать их и возвращаться к ним через годы.

— Тогда в чем разница между отличным фотографом и тем, у кого есть фотокамера? Между отличным снимком и одним из?

— Это хороший вопрос, кто бы знал на него ответ. Можно было бы сказать, что отличный снимок — это безупречная картинка, но все мы знаем, что можно сколько угодно корректировать снимок фотошопом, отличным он от этого не становится. Ясно, что самый лучший кадр — тот, который врезается в память, остается в памяти на годы, тот, который не теряет актуальности, который притягивает. За счет чего этот эффект возникает? Сложно сказать, это что-то неуловимое и необъяснимое — магия, wow-фактор.

— Лучший комплимент в вашей жизни?

— О, даже не знаю, это может быть что угодно. Официант в кафе может сказать, что его вдохновил какой-то из моих снимков — и в этот момент это будет лучший комплимент.