Джорджио Армани: «Я охватил все аспекты того, что называется «стиль жизни»

Джорджио Армани продолжает расширять свою империю, но задумался о том, как компания будет управляться после него
Президент и гендиректор Giorgio Armani S.p.A. Джорджио Армани/ SGP slr / Giorgio Armani

Джорджио Армани велик. Его первая начальница в универмаге La Rinascente, где он работал оформителем витрин, однажды сказала ему: «Армани, ты всегда будешь хорошим вторым». А он, справив 40-летие, решился начать свой бизнес. И превратил его в многомиллиардную империю под своим именем, в которой 81-летний Армани по-прежнему единственный творец и босс. Его бизнес, как известно, начался с моделирования одежды, но сегодня бренд Armani – это также обувь и аксессуары, часы и парфюмерия, мебель и ковры, кафе и отели, шоколад и цветочные композиции... И потому в конце своей автобиографической книги, вышедшей в прошлом году в издательстве Rizzoli, Армани просит называть его не дизайнером моды, а stilista – человеком, создающим стиль и настроение. Стиль и настроение Армани умеет создавать прекрасно – миллионы людей по всему миру готовы платить итальянцу за его дизайн: в 2015 г. оборот Giorgio Armani S.p.A. превысил 2,6 млрд евро, а состояние самого Армани в этом году журнал Forbes оценил в $6,3 млрд.

На мероприятия, посвященные 40-летию своей компании, которое отмечалось в прошлом году, Армани потратил 50 млн евро. Основные траты пришлись, конечно, не на банкеты и не на праздничную рекламу: к юбилею Армани приурочил открытие собственного музея, получившего название Armani/Silos (4-этажный музей расположился в элеваторе, построенном в 50-х годах прошлого века компанией Nestle). Музей, в котором Армани представляет свои знаковые работы прошлых лет, находится напротив Armani Teatro, где дизайнер показывает свои новые коллекции и который предоставляет молодым талантливым дизайнерам для их фэшн-шоу.

Прибыв на этой неделе в Москву, чтобы представить свою книгу и показать новую коллекцию, Джорджио Армани встретился с корреспондентом «Ведомостей». В книге Армани вспоминает своего учителя французского языка в старших классах школы, которую будущий дизайнер заканчивал в Милане. Учитель почему-то очень невзлюбил Армани, тем не менее французский Армани выучил. Интервью «Ведомостям» проходило именно на французском языке.

– Вы не приезжали в Россию с 2009 г., почему решили приехать сейчас и провести здесь показ? Главная причина – чтобы лично представить автобиографическую книгу?

– Действительно, моя книга – это хороший повод для визита, который я на самом деле планировал довольно давно. (На 2016 г. у Армани запланирован только один «большой» выезд за границу – в Россию, не считая двух традиционных показов модных коллекций в Париже. – «Ведомости».) Россия – это очень важный рынок для меня, и я думаю, что такое мероприятие, которое приближает меня к людям, сделает связи еще крепче. Моя мода и мой стиль – это и есть моя жизнь: приехать сюда и рассказать мою историю – это самый красивый и искренний жест, который я могу сделать для тех, кто прислушивается ко мне.

– В 2014 г. продажи Giorgio Armani S.p.A. увеличились на 16% до 2,5 млрд евро, EBITDA выросла на 5,7% до 507 млн евро. Каковы результаты 2015 г.?

– Могу назвать их очень хорошими. Моя группа закончила 2015 г. с продажами в 2,635 млрд евро, или с ростом на 3,5% по текущему валютному курсу.

Консолидация и диверсификация

– В 2002 г., рассказывая «Ведомостям», как вы выкупаете лицензии на выпуск товаров под марками Armani и фабрики, их производящие, вы провозгласили: «Я хочу, чтобы за моим именем стояли материальные активы, я хочу проводить конкретную индустриальную политику». Тогда у вас было 10 фабрик – сколько сейчас? И какие из товаров под марками Armani вы производите сами, а какие – ваши партнеры?

– У меня очень хороший баланс между собственным производством и лицензионным, что позволяет мне контролировать качество, которое всегда должно быть на высшем уровне. У меня 12 фабрик, которые выпускают товары под брендами Giorgio Armani Privé, Giorgio Armani, Emporio Armani, Armani Collezioni, AJ Armani Jeans, A/X Armani Exchange, Armani Junior и Armani/Casa. Лицензионные продукты выпускают Luxottica (очки), Fossil (часы), Venchi (шоколад) и L’Oreal (косметика и парфюмерия).

– У вас почти 2500 магазинов – под вашим прямым управлением и управлением ваших партнеров. Это на порядок больше, чем у ваших конкурентов: в 2014 г. у Prada было 342 магазинов, у Louis Vuitton – 483, у Gucci – 423, причем некоторые из них уже начинают оптимизировать сеть – в частности, в Китае. Вы же продолжаете открывать новые. Зачем?

– (Смеется и скрещивает пальцы.) Это не моя прихоть – это рынок диктует, и я счастлив. [Такое число магазинов] это нормально: рынок теперь открыт. В том, что касается прет-а-порте, я не чувствую большой конкуренции.

Giorgio Armani S.p.A.

Компания-производитель товаров класса люкс
Компания разрабатывает, производит и продает товары под следующими брендами:
Giorgio Armani Privе, Giorgio Armani, Emporio Armani, Armani Collezioni, AJ Armani Jeans, A/X Armani Exchange, Armani Junior и Armani/Casa.
Сбытовая сеть группы насчитывает 2473 собственных и партнерских магазинов, включая 164 магазина Giorgio Armani, 271 магазин Emporio Armani, 469 магазинов Armani Collezioni, 270 магазинов A/X Armani Exchange, 722 магазина AJ Armani Jeans, 167 магазинов Armani Junior и 59 магазинов Armani/Casa в более чем 60 странах.
В группе Giorgio Armani работают 6700 человек.

– А кто сейчас конкуренты Giorgio Armani S.p.A.? Помнится, в начале века вашим главным конкурентом была Gucci, в 2000 г. тогдашний гендиректор Gucci Доменико де Соле даже предлагал вам слияние.

– Рынок сегодня слишком большой и слишком сложный, чтобы можно было выделить одного конкурента. Люкс – это минное поле борьбы между гигантами. Мне гораздо интереснее поддерживать и развивать свой стиль – в том направлении, как я это вижу, – нежели следовать за трендами и поветриями.

– 14 лет назад, во время нашего прошлого интервью, вы были озабочены консолидацией ваших магазинов по всему миру. Какие стратегические задачи стоят перед вами сейчас?

– Развитие наших онлайн и офлайн сетей продаж по-прежнему в фокусе внимания. А также диверсификация и постоянное обновление нашего имиджа. Постоянный контакт с реальным миром – один из секретов моего успеха, и я не прерываю его даже сейчас.

– Hermes и Versace инвестируют в разработку собственного программного обеспечения для развития онлайн-торговли, чтобы в будущем по-прежнему контролировать дизайн, производство и продажи. Каково ваше видение?

– Я думаю, что развитие онлайн-каналов критически важно для всех нас. Но я остаюсь гуманистом: даже при работе онлайн мы, люди, должны контролировать машины, а не наоборот.

Неохваченные секторы

– Сегодня Armani – это не только одежда, обувь и аксессуары, но также часы и парфюмерия, мебель и ковры, кафе и отели, шоколад и цветочные композиции... На ваш взгляд, есть еще неохваченные секторы, где бренд Armani будет легитимен и востребован?

– Сейчас я думаю, что охватил все аспекты того, что называется «стиль жизни», и в других секторах развиваться не планирую. Но если возникнет идея, я могу поменять это свое мнение хоть завтра.

В настоящий момент меня очень привлекает дизайн отелей. Потому что я нахожу, что все отели, даже очень дорогие, совершают одну и ту же невероятную ошибку. Я имею в виду комфорт. Как можно делать зеркало в ванной на уровне живота? Бриться мне приходится, сложившись пополам. Неудобные шкафы, цвета, которые вообще не сочетаются, – очень много всего делается неправильно. Думаю, что мой отель в Милане [Armani Hotel Milan] и отель Armani Hotel Dubai показывают, какими должны быть люксовые комфортабельные отели.

– А как вы вообще пришли к идее заняться отелями?

– Я начал с Armani/Casa – создав коллекцию мебели. Но продать один стол или даже 10 столов – это не бизнес. А новому отелю требуется сразу 100 столов, 150 кроватей... Вот это уже бизнес. И с таким бизнесом можно быть свободным и креативным, создавать вещи, которые мне нравятся, – потому что [денежная] подушка есть.

Я сказал своему партнеру в Дубае: «Я хочу сделать самый красивый отель в мире. Но без мрамора, без золота». И он ответил: «Да, и я хочу то же самое: вашу моду, трансформированную в мебель и интерьеры». И мы это сделали.

Джорджио Армани

президент и гендиректор Giorgio Armani S.p.A.
Родился 11 июля 1934 г. в Пьяченце, Италия. Учился на факультете медицины, обучение не закончил. Служил в армии, работал оформителем витрин и закупщиком в миланском универмаге La Rinascente
1965
поступил на работу к Нино Черутти, производителю тканей и одежды
1974
показ первой коллекции одежды Giorgio Armani
1975
совместно с Серджио Галеотти Армани учреждает компанию Giorgio Armani S.p.A.
1981
создает бренды Emporio Armani и Armani Jeans
1985
после смерти Галеотти становится единоличным руководителем и владельцем Giorgio Armani S.p.A.
1991
создает бренд A/X Armani Exchange
2005
запускает линию от кутюр Armani Privé
2010
открывается Armani Hotel Dubai. В 2011 г. – Armani Hotel Milan
– Armani Hotel Milan – ваше собственное здание?

– Да, здание я купил – это была хорошая сделка (смеется). Но управляют им профессионалы в этой индустрии – компания Emaar Hotels and Resorts.

Эту историю я очень хочу продолжать, мы получаем много предложений – в частности, об открытии отелей Armani в Лондоне, Нью-Йорке, Риме. Но это пока только переговоры – решений еще нет.

– Вас интересуют не только отели: объявлено, что вы будете участвовать в строительстве люксового жилого квартала в Пекине.

– Своими деньгами я там не участвую. Я отвечаю за дизайн интерьеров и даже за дизайн экстерьера зданий – эта работа уже ближе к работе архитектора. Это меня очень вдохновляет – все-таки одеждой я занимаюсь уже 40 лет (смеется).

– Ваши конкуренты – Louis Vuitton, Hermes – много инвестируют в производство часов, в том числе уровня Haute Horlogerie. Для вас часы делает Fossil Group, и это часы под демократичными брендами Emporio Armani и Armani Exchange. Амбиций делать часы Haute Horlogerie под своим именем у вас нет?

– А я уже присутствую в сегменте Haute Horlogerie с коллекцией Emporio Armani Swiss Made, которая вызывает у меня гордость своими дизайном и технологиями. Тем не менее я не исключаю дальнейшего развития на этом замечательном поле.

– Какое бизнес-решение далось вам проще всего и какое оказалось самым сложным и долгим?

– Любое решение одновременно и простое, и сложное. Решение, принятое после смерти моего партнера Серджио Галеотти, – стать бизнесменом, а не просто дизайнером моды, которое и привело меня в сегодняшнюю точку, было совершенно естественным, но одновременно и очень сложным.

Уважение к покупателю

– Вы создаете одежду не остро модную, но стильную, которая сохраняет актуальность многие годы. Плюс, по моему опыту, ваша верхняя одежда очень качественная: ваши плащи и кожаные куртки я ношу по 10 лет и больше, и они по-прежнему прекрасно выглядят. Какой в этом экономический смысл: ведь при таком качестве и стиле ваш покупатель не приобретет новую вещь, а продолжит носить старую?

– Armani стоит дорого. Понятно, что у меня есть коллекции разных ценовых категорий, но, например, Giorgio Armani – это коллекция люкс. И я думаю, что если вещь стоит дорого, то она должна служить долго. Это мой способ выразить уважение моему покупателю.

– Разные СМИ по-разному описали, что такое New Normal, поэтому позвольте уточнить из первых уст: это новый бренд или просто рекламная кампания коллекции Giorgio Armani Spring/Summer 2016?

– New Normal – это часть женской коллекции под брендом Giorgio Armani – классических «вечных» вещей, но с модной изюминкой. Это идеальный гардероб для современной женщины «в движении», которая живет реальной жизнью и не озабочена показухой.

Я вижу в моде много вещей, вдохновленных непонятно чем, – интереса у покупателей они не вызывают и остаются непроданными. И я задумался: а не пора ли вернуться к вещам классическим, вечным? Про которые не скажут, что это безумие дизайнера и безумие женщины, которая эти вещи купила. Одежда New Normal будет в коллекции Giorgio Armani не только этого сезона, я хочу ее продолжать.

– А для мужчин одежда New Normal может появиться?

– Нет, для мужчин я не вижу в этом нужды, эта линия – для женщин. А для женщины «нормальность» – это новая классика, интерпретированная так, как я ее вижу.

Удача и чутье

– Нино Черутти взял вас, 40-летнего, на работу, хотя особого опыта работы в моде у вас не было, фильм American Gigolo, снятый неизвестным тогда режиссером Полом Шрейдером, превратил вас в икону стиля. Вы верите в удачу или удача приходит только к тем, кто ее заслуживает?

– Удача, шанс, случай – непросчитываемы, но важны. Усердно работайте – это хорошая предпосылка для того, чтобы удача пришла.

– Вы начинали свой бизнес, когда в Италии было очень неспокойно: «Красные бригады» устраивали теракты, богатые и известные люди бежали из страны. Тем не менее у вас всё получилось. А как вы ощущаете сегодняшнюю ситуацию в Европе и мире, как она влияет на настроение людей и бизнес?

– Ситуация остается сложной – никто не может этого отрицать – и влияет на настроения людей, но, как ни странно, не на бизнес, который держится уверенно. Люди продолжают покупать, но с большим вниманием к качеству, нежели к количеству.

– Каждый год вы предоставляете молодому дизайнеру для показа свой театр Armani/Teatro. Как вы отбираете этих дизайнеров?

– У меня есть несколько наблюдателей, которые делают мне предложения и показывают работы молодых талантов. Я отбираю дизайнеров, полагаясь на свое чутьё, – и далеко не всегда тех, кто продолжает мой стиль. Напротив, меня привлекает то, что не похоже на меня.

– Как родился проект музея Armani Silos?

– Я купил [бывший элеватор], чтобы предъявить результаты своего труда Милану, энтузиастам моды и просто любопытным людям. Я думаю, что мой опыт может служить стимулом тем людям, которые рискуют в этом мире, – Silos сам тому пример. И это также моя дань трудолюбию, которое превратило Милан в мировую столицу моды.

Передача полномочий

– Кто из членов вашей семьи сейчас работает в компании?

– Племянницы Сильвана и Роберта и Лео [дель Орко] – он отвечает за Studio Armani.

– Кто продолжит ваше дело, как компания будет управляться? Сейчас она зависит от решений одного человека, и в этом ее успех. Но вы гений. А как вы сказали в прошлом интервью, «мне не нужны гении рядом».

– Сейчас я формирую группу людей, которая уже давно работает вместе со мной и знает мой стиль. Сейчас Giorgio Armani – это я. Посмотрим, смогут ли они управлять компанией, – речь идет как о творческой составляющей, так и о коммерческой. Возможно, через несколько лет потребуется вносить коррективы.

– То есть план передачи полномочий у вас есть?

– Да. По прошествии нескольких лет возможны разные варианты. Я думаю, что создание фонда – это идеальное решение. Фонда, который не будет непосредственно вовлечен в деятельность компании, но который будет присматривать за бизнесом с юридической точки зрения.

– По образцу того, как функционирует Rolex, основатель которого Ганс Вильсдорф не имел детей, поэтому передал все акции компании в специально учрежденный фонд, который владеет, но не управляет Rolex?

– Браво, как у Rolex!