Как музыканты южнокорейской K-pop группы BTS стали мультимиллионерами

Звукозаписывающий лейбл Big Hit Entertainment подарил им по 0,2% акций перед выходом на биржу
Ким Намджун, фронтмен BTS

Южнокорейский K-pop бойбэнд BTS получил на прошедшем 9 ноября MTV European Music Awards 2020 сразу четыре награды: за лучшую группу, лучшую фан-базу, лучшую песню (трек Dynamite, 2020) и лучшее онлайн-выступление. (Кей-поп – микс популярных музыкальных течений 1990-х: хип-хопа, электропопа, ритм-н-блюза, соула, танцевальной музыки.) Их июньский онлайн-концерт Bang Bang Con: The Live собрал около 756 000 зрителей и стал крупнейшим платным онлайн-шоу. Билеты стоили $26 для членов фан-клуба и $35 для всех остальных. По оценке Forbes, группа могла собрать до $20 млн. Это гораздо меньше, чем музыканты могли бы заработать на мировом турне. Но хороший пример того, как при грамотном использовании технологий и фанатской базы неплохо зарабатывать и в карантинные времена, отмечает журнал.

BTS – главная дойная корова своей звукозаписывающей компании Big Hit Entertainment. На нее пришлось 88% выручки лейбла в первой половине этого года. Благодаря фанатам BTS в прошлом месяце Big Hit Entertainment смогла провести триумфальное IPO – по итогам первого дня торгов она подорожала до $8 млрд. Это всего лишь вдвое меньше, чем капитализация Warner Music Group.

Почему его называют RM

Фронтмен BTS – Ким Намджун. Раньше его звали Rap Monster за то, что по молодости лет (BTS была основана в 2010 г.) 16-летний исполнитель в конце написанной им песни выкрикнул: «Я рэп-монстр!» Сотрудники студии звукозаписи взяли это на вооружение. Позже он стал стесняться этого псевдонима и стал называть себя RM.

Намджун родился 12 сентября 1994 г. Часто его малой родиной указывают Сеул, но на самом деле он из Ильсана – города-спутника, расположенного в получасе езды от столицы Южной Кореи. По воспоминаниям сверстников, Ким был душой компании с неиссякаемым запасом шуток и одновременно весьма прилежным учеником. Он самостоятельно выучил английский: мать подарила ему записи сериала «Друзья», который он смотрел сначала с корейскими субтитрами, потом – с английскими, а затем и вовсе без них. В седьмом классе он вошел в 1% учеников страны, лучше всех сдавших экзамен по английскому языку. А в тесте на IQ набрал 148 баллов из 180 возможных, тогда как средний уровень составляет 100–120 баллов.

Ловушка для фанатов

Все семь музыкантов BTS стали мультимиллионерами после того, как месяц назад звукозаписывающая студия Big Hit Entertainment провела IPO на Корейской бирже. Перед ним студия подарила им по 68 385 акций (0,2%). Спрос розничных инвесторов превысил предложенное количество акций в 600 раз, а институциональных – в 1100 раз. Акции были размещены по верхней границе, 135 000 вон ($115), итого у каждого музыканта оказался пакет стоимостью почти $8 млн.
Big Hit Entertainment привлекла на IPO $822 млн, что стало крупнейшим листингом в Южной Корее с июля 2017 г., когда фармкомпания Celltrion HealthCare привлекла $850 млн. Big Hit Entertainment была оценена в $4,1 млрд – больше, чем капитализация ее конкурентов SM Entertainment ($720 млн), YG Entertainment ($900 млн) и JYP Entertainment ($1,15 млрд).
В первый же день торгов 15 октября стоимость акций подскочила на 91%. Big Hit Entertainment оказалась всего вдвое дешевле Warner Music Group. «Мало кому из музыкантов в мире по силам собирать целые стадионы в крупных городах мира на свои концерты», – объяснял Forbes один из участвовавших в IPO инвестбанкиров. По оценкам журнала, в 2019 г. BTS заработала на гастролях $170 млн – больше, чем любая американская группа, кроме Metallica.
Котировки во многом разогнали фанаты группы. Они же оказались главными жертвами ажиотажа. Институциональные инвесторы распродали львиную долю своих акций в первые два дня, пишет FT. С пика в 351 000 вон за акцию они упали больше чем вдвое до 157 500 на закрытие торгов 12 ноября. «Как я могу получить деньги за мои акции обратно? Чек у меня остался» – такие сообщения заполонили форумы фанатов группы.
Действия инвесторов вполне объяснимы. Big Hit Entertainment фактически поставила все на одну группу, с которой у ней контракт до 2024 г. В прошлом году на BTS пришлось 97% ее выручки, в первой половине этого года – 88%. Между тем бойбэнды имеют дурную привычку терять популярность или распадаться. Например, после обязательной для большинства корейцев службы в армии, которая длится 18 и более месяцев и которую, скорее всего, придется пройти музыкантам до того, как им исполнится 35 лет. Намджуну сейчас 26, остальным примерно столько же.

«Рэп стал для меня бегством от стресса, который я получал от учебы. Я очень много учился», – рассказывал Намджун интернет-изданию Cuvism Magazine. Об этом он поет в песне No More Dream (2013) из первого альбома группы. Dream значит и «мечта», которой лишаются школьники из-за отнимающей все время зубрежки, и «сны»: «Пока я учился, я вообще не видел снов».

Наслушавшись рэперов, Ким стал писать собственные песни и прятать их в учебниках, чтобы не нашли родители (правда, они все-таки случайно обнаружили). Вдвоем с приятелем, который сейчас известен как рэпер Zico, Ким стал исполнять собственный рэп. Их самой известной композицией была Fuck Cockroachez («Положил я на тараканов»), записанная в 2008 г., когда Zico было 15 лет, а Намджуну – 13 лет. Себя он тогда называл RunchRanda, что в переводе означает «Я – Ранч», т. е. персонаж игры, которой он тогда увлекался. Под этим псевдонимом Намджун стал выступать в группе Daenamhyup, в которую кроме него входили Kidoh и Supreme Boi, ставшие звездами андеграундного рэпа в Южной Корее.

Чем необычна BTS

Намджуна заметил хип-хоп исполнитель Seepy и в 2010 г. организовал ему прослушивание в студии Big Hit Entertainment. Там ему предложили стать первым участником будущего бойбэнда. Поначалу группу назвали Bangtan Sonyeondan, т. е. «Пуленепробиваемые бойскауты», потом сократили до BTS и три года назад официально объявили о новой, более солидной расшифровке аббревиатуры: Beyond the Scene («За сценой»).

Принять предложение Намджуну было нелегко. Во-первых, надо было убедить родителей, что для отличника учебы музыкальный проект с неясными перспективами лучше, чем поступление в университет. С этим он справился. Во-вторых, надо было убедить самого себя перейти из андеграунда в поп-культуру.

Корейские студии наладили буквально промышленное производство звезд K-pop. Компании вроде Big Hit Entertainment ищут молодые таланты и вкладывают, судя по исследованию Гарвардской школы бизнеса, до $100 000 в год в одну поп-звезду: сюда входит обучение пению и танцам, пластическая хирургия, программа наставничества и даже психиатрическая помощь. В итоге бой- и герлбэнды, а также сольные исполнители сходят как с конвейера, часть из них становится «айдолами» – т. е. кумирами для миллионов юношей и девушек, оправдывая все расходы студий.

«Рэперу непросто присоединиться к айдол-группе, – объясняет интернет-издание Vice. – С одной стороны, он получает ресурсы, поддержку, известность. С другой – теряет доверие прежней аудитории. Для многих айдол-рэпер – это оксюморон. И хип-хоп для фанатов не настоящий, если его выплевывает K-pop машина. Не ждите, что вас будут воспринимать всерьез, если вы тщательно подбираете наряды и подводите глаза, чтобы быть «эгьё» (в переводе с корейского – няшный, милый, аналог японского «кавай». – «Ведомости»)».

«Мы много думали об этом. И пришли к выводу, что лучше выбрать путь, который позволит нашей музыке достичь ушей максимально большой аудитории», – объяснял интернет-изданию Sports Seoul один из участников BTS под псевдонимом Suga. «Мы сломаем все предубеждения по отношению к айдолам и надеемся, что наступит день, когда люди узнают, что мы действительно любим хип-хоп», – говорил Намджун Cuvism Magazine. Его группа отличается от подавляющего большинства бойбэндов K-pop тем, что ее музыканты сами пишут тексты, музыку и придумывают хореографию.

Хореография, правда, с трудом давалась Намджуну. Хотя он парень спортивный и неплохо играет в баскетбол, танцевальная пластика оказалась для него такой трудной, что преподаватели с сарказмом прозвали его «гений танца». Но, как и в школе, Намджун уперся и в конце концов не только стал отлично двигаться, но и полюбил танцевать.

Big Hit Entertainment Co Ltd

Продюсерская компания
Основные акционеры
(данные компании на 15 октября 2020 г.) – Bang Si-Hyeok (34,74%), Netmarble Corp (19,9%).
Капитализация – $5,0 млрд.
Финансовые показатели
(первое полугодие 2020 г.):
выручка – 294 млрд корейских вон ($243,7 млн),
чистая прибыль – 31,9 млрд корейских вон ($26,5 млн).

Основана в 2005 г. Занимается менеджментом артистов, выступая агентом по планированию и построению графиков выступлений, продюсирует и выпускает новую музыку и видеоконтент артистов. Производит сувенирную продукцию (фирменная одежда и товары с именем артиста).


Необычна BTS и тем, что выражает свою позицию по социально острым вопросам, хотя обычно айдолы стараются держаться от этого подальше, и недаром. Например, у BTS огромное количество фанатов в Китае. Но в прошлом месяце Намджун был на мероприятии, устроенном в Нью-Йорке американской некоммерческой организацией «Корейское общество» в честь дружбы США и Южной Кореи. Выступая с речью, он упомянул, что оба государства многое пережили вместе – например, корейскую войну. Это вызвало бурю возмущения в Китае, который поддерживал другую сторону конфликта. Китайские фанаты стали публично заявлять, что разочаровались в своем кумире, а в интернете стала пропадать реклама с участием BTS работающих в Китае компаний.

Намджун вызывает недовольство и у соотечественников. Например, открыто выступает за права ЛГБТ – это до сих пор острая тема для Южной Кореи. При этом сам он не принадлежит к ЛГБТ. У него была подружка в школе, и периодически возникают слухи, что он тайно женился. Официального подтверждения не находят: айдолы не должны иметь отношений – это может привести к потере фанатов и даже разрыву контракта со студией.

В 2017 г. BTS начала глобальную кампанию совместно с ЮНИСЕФ по борьбе с жестоким обращением с детьми и подростками Love Myself. Журнал Billboard писал, что они не только помогли с агитацией, но и собрали около $1,4 млн пожертвований. Музыканты стали первой корейской группой, которая выступила с речью на сессии Ассамблеи ООН. Было это в 2018 г. В шестиминутной речи, которую от лица всей группы произнес Намджун, как лучше всех знающий английский, молодежь призывали верить в себя и любить себя такими, как есть.

Путь наверх

Поначалу казалось, что бойбэнд умрет, так и не родившись. Никак не удавалось набрать группу из семи человек. Одни рэперы не хотели становиться айдолами, другие не выдерживали изнурительных тренировок. Долгое время группа состояла всего из трех рэперов – Намджуна, Suga и J-Hope. На дворе стоял уже 2012 год, тогда как Big Hit Entertainment рассчитывала начать раскрутку бойбэнда еще в 2011 г. «Я очень беспокоился, – вспоминал Намджун в интервью Sports Seoul. – А знакомые просто замучили вопросами, когда же мы стартуем».

Это фишка Big Hit Entertainment, объясняло интернет-издание The Daily Dot. У его конкурентов вроде YG Entertainment и SM Entertainment находится «в производстве» много айдолов. Big Hit Entertainment предпочитает сосредоточить энергию на отдельных проектах, тщательно их прорабатывая. Фактически сейчас у них в активе – бойбэнды TXT (дебютировал в марте прошлого года) и BTS, певец Ли Хён и сольные проекты некоторых участников BTS. Но, как показала практика, их подход работает.

Проект BTS стартовал в 2010 г. К концу 2012 г. определился окончательный состав группы и ее начали раскручивать в соцсетях с отдельных клипов. Официально группа дебютировала в июне 2013 г. с альбомом 2 Cool 4 Skool. «После дебюта сотрудники студии посоветовали нам: «Представьте, что в следующие два года вы <...> в тюрьме. Тогда вы чего-то добьетесь». Мы сосредоточились только на работе, стараясь ничего, кроме нее, не видеть и не слышать», – вспоминал Намджун в разговоре с Cuvism Magazine. Они выступали с концертами, репетировали минимум два часа в день, в оставшееся время брали уроки вокала и танцев или собирались вместе, чтобы обсудить новые песни. Они жили в общежитии и вспоминали потом, что ели много фруктов – туча расплодившихся плодовых мушек стала самой большой проблемой. Идея распылить ядохимикаты была отвергнута из-за опасности отравиться самим. В конце концов один из участников группы решил проблему с помощью пылесоса.

Вслед за первым альбомом вышел мини-альбом O!RUL8,2?, в феврале 2014 г. появился мини-альбом Skool Luv Affair, в августе – полноценный альбом Dark & Wild, а в декабре – японские версии их песен в альбоме Wake Up. Ребята снимались в шоу Rookie King Channel Bangtan на корейском музыкальном телеканале SBS MTV, в августе выступили на фестивале корейской музыки KCON в Лос-Анджелесе (США), а в октябре – декабре совершили тур по Азии.

Тщательная подготовка и то, что в группе были уже известные в музыкальной тусовке исполнители, позволили группе раскрутиться быстрее, чем большинству других K-pop проектов. Песня I Need U из альбома The Most Beautiful Moment in Life, Part 1 (март 2015) стала первым хитом BTS, попав в пятерку самых популярных в Южной Корее. Вышедший в мае 2016 г. альбом The Most Beautiful Moment in Life: Young Forever принес им первую серьезную награду – они выиграли номинацию «Альбом года» корейской Melon Music Awards. Надо отметить, что в 2013 г. они победили на этой церемонии в номинации «Новый исполнитель года». А в 2019 г. установили рекорд, выиграв все главные номинации Melon Music Awards, от «исполнителя года» до «альбома года».

В 2017 г. BTS прогремела в музыкальном мире как первая корейская группа, номинированная в США на Billboard Music Awards в номинации Top Social Artist. Они не только претендовали на премию – они ее выиграли, обойдя Джастина Бибера, Ариану Гранде и Селену Гомез. И выигрывали эту номинацию еще три года подряд, включая нынешний. В прошлом году BTS оказалась третьей группой за последние полвека, трем альбомам которой удалось занять первую строчку чарта Billboard 200 меньше чем за год (до этого такое удавалось только The Beatles и The Monkees).

Успехи BTS отмечены даже государственными наградами. В 2018 г. президент Южной Кореи вручил участникам группы ордена «За заслуги в культуре» 5-го класса. В 2019 г. на долю BTS пришлось 24,8% продаж альбомов жанра K-pop в Южной Корее, а на их ближайшего конкурента Seventeen – всего 5,9% (данные Statista).

Попутно некоторые участники BTS развивают собственные проекты в Big Hit Entertainment. Намджун, например, выпустил свой первый сольный альбом еще в 2015 г. и с тех пор записал не одну песню как в одиночку, так и вместе с другими известными музыкантами, включая американского рэпера Wale. Возможно, когда-нибудь он споет со своим кумиром – кандидатом в президенты США Канье Уэстом. «Я хочу стать таким, как Уэст, – тем, кто создает тенденции», – признавался он Cuvism Magazine.