Зачем Крису Хемсворту грабли

Компания Netflix выпустила боевик «Тайлер Рейк: Операция по спасению»
Крис Хемсворт сыграл роль, которую в 1980-х отдали бы Арнольду Шварценеггеру/ 8FLiX

Главный наркодилер Индии и главный наркодилер Бангладеш очень крупно поссорились. Один сидит в тюрьме, но сохраняет относительное влияние. Второй на свободе – и в столице Бангладеш, Дакке, ему подчиняется абсолютно все, в первую очередь полиция. Ничто не мешает ему похитить 14-летнего сына своего врага. Теперь мальчика надо изъять у похитителей (оригинальное название фильма – Extraction, то есть «Извлечение»). Во всем мире за эту операцию может взяться только один человек, Тайлер Рейк (Крис Хемсворт), наемник с душевной травмой (в мучительных воспоминаниях ему все время является мальчик, бегающий по пляжу). Он ничего не боится, потому что ищет смерти.

За «извлечение» подростка – а оно происходит почти сразу, как только Рейк берется за дело, – ему должны хорошо заплатить. Но (шокирующая Азия!) Рейка кидают и не платят. Теперь логично бросить пацана и сматываться из Дакки куда подальше. Но видения Рейка не оставляют, и в память о сыне он решает все равно любой ценой спасать мальчика. В процессе он убьет примерно 400 человек.

Наверное, нам всем иногда хочется именно такого кино: с сюжетом, который можно исчерпать парой предложений, с репликами типа «Хочешь жить – доверься мне!» или «Каждый ствол в Дакке должен быть направлен на этого парня!». С неописуемо злыми злодеями, которые одних подростков сбрасывают с крыш, а других заставляют отрезать себе пальцы. С плохими людьми, про которых все понятно заранее, еще когда они прикидываются хорошими, но с восторгом рассказывают, как приятно охотиться на птиц, лежа в бассейне, попивая коктейль и стреляя в кружащуюся в небе стаю. С афоризмами житейской мудрости («Тонут не потому, что падают в реку, а потому что душа не хочет выплывать»). С шутками (единственная смешная: «Тебя зовут Тайлер? Ты не похож на Тайлера». – «А на кого я похож?» – «На Брэда»). С суровым небритым героем, которому за кадром перед каждым дублем поправляют падающую на лоб прядь (считается, что Хемсворту это очень идет). С благородством (раньше на таком специализировался Брюс Уиллис, спасавший на экране всех подряд вопреки собственной выгоде и здравому смыслу). И с лютой, непрекращающейся бойней.

Это главное, ради чего «Тайлер Рейк» был снят. Режиссер Сэм Харгрейв раньше работал каскадером, потом постановщиком трюков, а в 2017 г. сыграл небольшую роль во «Взрывной блондинке», поставленной другим бывшим трюкачом Дэвидом Литчем. «Блондинка», помимо прочего, запомнилась десятиминутной сценой яростной драки на лестнице берлинской многоэтажки, якобы снятой одним дублем (на самом деле там было почти сорок искусно замаскированных склеек). Видимо, из чистой мальчишеской тяги к соревнованиям Харгрейв в «Тайлере Рейке» решил переиродить приятеля: у него ключевая сцена состоит из долгой погони со взрывами и выстрелами, потом из кулачно-ножевого боя в каком-то жилом доме со множеством комнат и коридоров; в ходе сражения персонажи вываливаются на улицу со второго этажа, их там сбивают машины, но они встают и продолжают драться, а вскоре начинается еще одна погоня на автомобилях. Не 10, а целых 13 с половиной минут – и все как бы одним планом!

Наверное, это прогресс. На фоне «Тайлера Рейка» погони в каких-нибудь «Заложнице» или «Ультиматуме Борна» смотрятся довольно убого, не говоря уже о боевиках 1980-х, которые мы видели на VHS (а «Тайлер», разумеется, в первую очередь наследует «Коммандо»). Конечно, он совсем бездуховный: режиссер настолько озабочен техническим совершенством и так мало уделяет внимания всему остальному, что герой Хемсворта выглядит андроидом (ни пьянство, ни трагическое прошлое его не очеловечивают – это просто очередные штампы, из которых он целиком собран). Многие, глядя на Рейка, с тоской вспомнят Тора (к слову, продюсером и соавтором сценария был Джо Руссо, вместе с братом Энтони снявший последних «Мстителей», но понятно, что выдающейся сказкой их сделали вовсе не режиссеры).

И все-таки, наверное, некоторые сценарии должны воспроизводиться в кино снова и снова, во всей своей простоте, по которой зритель со временем начинает тосковать. Ну, и в конце концов, трудно совсем не относиться с симпатией к персонажу, чья фамилия переводится на русский как «Грабли», и который – не удивляйтесь – в какой-то момент начинает убивать людей именно ими.

Автор – специальный корреспондент «Комсомольской правды»