Для чего нужны «Содержанки»

Сериал Константина Богомолова показывает возможности и перспективы отечественной телепродукции для онлайн-платформ
Мария Фомина (слева) играет в «Содержанках» любовницу влиятельного чиновника, а Софья Эрнст – мечтающего завоевать Москву искусствоведа из Саратова/ START

Проект видеосервиса Start с нетерпением ждали с тех пор, как пилотную серию «Содержанок» показали в 2018 г. на фестивале телесериалов в Иванове. Говорили о небывалой эротической откровенности, недоступной для фильмов, рассчитанных на телеэфир.

Новый формат

Развитие в России онлайн-платформ сформировало и спрос на контент нового типа: короткие, на 8–12 серий, истории с динамичным оригинальным сюжетом, качественно, по-киношному, снятые и не обремененные обязательством соответствовать вкусам супермассовой аудитории. Это пошло на пользу индустрии – отечественные сериалы явно становятся интересней и даже выходят на международный рынок. В прошлом году на международном фестивале сериалов Series Mania в Лилле «Обычная женщина» Бориса Хлебникова получила приз за лучшую женскую роль, в этом году в основной конкурс снова вошел российский сериал (второй раз за десятилетнюю историю) – «Идентификация» Владлены Санду производства «ТНТ-Premier Studios». «Эпидемия», снятая Павлом Костомаровым для того же «ТНТ-Premier», вошла в конкурс нового фестиваля телесериалов Canneseries на Лазурном берегу. А Netflix, амбиции которого обслуживает этот фестиваль, впервые купил права на показ сериала, снятого для Start, – «Лучше, чем люди» Андрея Джудковского попал в престижную категорию Netflix Original.

Новый формат проката позволяет поднять уровень качества, привлечь интересных художников, операторов, актеров. Растет сценарное мастерство. Растет и конкуренция.

Проект «Содержанки» – рабочее название «Светская жизнь» – создан специально для показа диджитал и не планируется для эфирного ТВ. Как выразился его продюсер Эдуард Илоян, «все удивляются нашей смелости». Видимо, авторы сочли, что погружение в мир больших денег и красивых вещей привлечет к видеосервису платежеспособную аудиторию. При запуске было много намеков на узнаваемых персонажей, а в списках исполнителей мелькали фамилии медийных звезд, которые по дружбе с режиссером согласились исполнить маленькие эпизодические роли и камео. Но главной приманкой все же стала фигура режиссера.

Выход в свет

Константин Богомолов не просто известный театральный постановщик, он давно – модный персонаж. Начав с яркого дебюта еще в старом Театре им. Гоголя («Что тот солдат, что этот» по пьесе Брехта, 2002), он сразу обратил на себя внимание критики, следующий его спектакль «Много шума из ничего» в Театре на Малой Бронной вошел в премиальные списки. Но настоящая карьера началась, когда Олег Табаков пригласил его сначала в «Табакерку», а потом и в МХТ им. Чехова, где Богомолов стал помощником художественного руководителя. После спектаклей «Идеальный муж» и «Братья Карамазовы» Богомолов разомкнул границы театрального мира и вышел на уровень светских столичных событий.

Кто в России делает сериалы для интернета

На видеосервисе Start выходят сериалы и фильмы, произведенные командой продюсерской компании Yellow, Black & White. Еще один совладелец сервиса – «Газпром-медиа». Start запустился в октябре 2017 г. с премьеры сериала «Ивановы-Ивановы». Подписка стоит 299 руб. в месяц. Часть сериалов предназначена эксклюзивно для показа в интернете, часть показывает канал «Супер» (принадлежит «Газпром-медиа»). «Газпром-медиа» также владеет видеосервисом «ТНТ Premier», где выходят сериалы, созданные продюсерами, которые обычно работают с каналами ТНТ и ТВ-3. Наконец, «Яндекс» договорился о производстве как минимум двух сериалов для показа в своем онлайн-кинотеатре «Кинопоиск». Компания пока не сообщала, когда ее первые сериалы будут доступны зрителям.
Ксения Болецкая

Примерно тогда же сформировалось творческое кредо Богомолова: «задеть, зацепить, поцарапать». Репутацию провокатора, сознательно разрушающего привычные нормы, не так сложно заработать, как удержать. С тех пор Богомолов, как по канату, ходит по узкой тропинке между необходимостью удивить публику и желанием удержать высокую планку интеллектуала и экспериментатора. «Борис Годунов» и «Князь» по «Идиоту» Достоевского в «Ленкоме», «Слава» по пьесе ныне забытого, но когда-то сверхпопулярного советского драматурга 1930-х гг. в БДТ, не показанный еще фильм по рассказу Владимира Сорокина «Настя» или минималистские «Три сестры» с двумя составами сверхузнаваемых молодых кинозвезд – это эпатаж в русле решения художественных задач. Рекламные намеки на роман с Ксенией Собчак (с побочным эффектом в виде драки с Максимом Виторганом), провокация либералов на либеральном телеканале «Дождь» – события из области чистого пиара, механизм, обнажающий желание успеха. Таким образом, к моменту появления сериала сам Богомолов предстает уже героем светской Москвы, лично знакомым с обитателями элитных особняков и посетителями дорогих ресторанов.

Тактика перемен

Естественно, без подрывного механизма восемь серий из жизни богачей обойтись не могли. В первой серии бомбой стал секс, снятый вполне по-вегетариански, зато сверхобильно, с натуралистической записью звука, что придает кино особую достоверность. После гирлянды половых актов Богомолов резко сменил прием и перестал показывать обнаженные тела. Вторая серия почти аскетична, а сцена, когда героиня Дарьи Мороз приходит в гости к новому поклоннику, нарочито стерильна: в стильном белом доме молча сидят немногочисленные гости и слушают игру на флейте. Поклонник на прощание сухо целует женщину в губы, а она ему сообщает, что это было лишним. В следующей серии он извиняется.

Зная Богомолова, можно предположить, что степень откровенности или, напротив, аскетизма будет варьироваться, предлагая неожиданные варианты развития сюжета с убийством девушки, которой накануне подарили супердорогой антикварный кулон.

Хотя пока кажется, что режиссер Богомолов сосредоточен почти исключительно на технической стороне производства и делает все, чтобы киноизображение выглядело профессионально. В его команде постоянный партнер, театральный художник Лариса Ломакина, подобравшая для сериала реальные интерьеры; первоклассный оператор Александр Симонов, снявший как «Груз 200» Балабанова, так и последние фильмы Кончаловского; отличные актеры, среди которых даже Александр Збруев, поверивший в Богомолова после спектаклей в «Ленкоме». Актеры, способные на сдержанность, внешнюю бесстрастность и при этом внутренне подвижные, особенно любимы Богомоловым. На первых местах в его личной труппе, конечно, Дарья Мороз (в сериале она играет центральную роль умного следователя, презирающего мир миллионеров), а также Игорь Миркурбанов и Роза Хайруллина. Но даже из Сергея Бурунова, главной комедийной маски новых сериалов, он делает фигуру почти драматическую, стирая жирные краски.

Возможно, для Богомолова интересной задачей показалось превратить мелодраматический детектив в стильную и холодную драму, и после буйства эротики нас будет ожидать скупость жестов и заторможенность событий. Или бурное гетеросексуальное вожделение первых серий в дальнейшем сменится на какой-то совсем уж невероятный макабр.

По первым сериям трудно сказать и что-то конкретное про образ мира успеха и гламура. Не очень ясно даже, является ли сериал сатирическим произведением или, напротив, оммажем труженицам эскорта. Впрочем, когда режиссер заявляет, что предпочитает работать не на производство смысла, а на разрушение шаблона восприятия, наиболее эффективной стратегией зрителя остается спокойная готовность к любому повороту.

Сериальное производство довольно консервативно, и даже интернет-платформы не могут предоставить ту степень свободы, которую имеет режиссер в театре, поэтому «Содержанки», безусловно, еще и эксперимент над самим Богомоловым. Но, как однажды сказал Марат Гельман, «коммерсанты ведь хотят, чтобы все было очень сервильно, а радикалы этому мешают. <...> Это нужно, чтобы в какой-то момент искусство не стало просто сферой обслуживания, даже если оно само этого хочет».

Сериал «Содержанки» доступен на онлайн-видеосервисе start.ru