В прокат выходит заключительная часть сериала «Гоголь» – «Гоголь. Страшная месть»
Она получилась у авторов лихой и задорной
Режиссер фильма «Гоголь. Страшная месть» – Егор Баранов, продюсеры – Александр Цекало, Валерий Федорович, Евгений Никишов, Артур Джанибекян. Почти год отделяет этот релиз от премьеры первого фильма, и за этот срок словосочетание «сериал на большом экране» уже перестало казаться абсурдным.
Примеров, когда по мотивам популярного телевизионного продукта снимают полнометражный игровой фильм, немало: от провалившегося «Глухаря в кино» до успешных «Нашей Раши» и «Секса в большом городе». Но затея канала ТВ3 с «Гоголем» куда более наглая: серии склеивались в полный метр и в течение года выпускались в кинопрокат. Всего фильмов три: разудалый первый, маловразумительный и нудный второй (хотя сам концепт «Вия» и артист Алексей Вертков в роли Хомы Брута были отличными) и, наконец, третий – бодрый, внятный, вполне осмысленный, к тому же с вернувшимся в действие после долгого отсутствия Олегом Меньшиковым.
Меньшиков, как известно, играет столичного сыщика Гуро, который и решил привлечь к экспедиции в Диканьку молодого писаря Николая Гоголя, поскольку у того случались припадки-видения, способные помочь следствию. А дела в Диканьке творились страшные: восставший из ада всадник убивал девушек, ну и мужчин тоже – если те попадались под руку.

кадр из фильма «Гоголь. Страшная месть» / «Среда»
Впрочем, как мы узнаем в финале, истинная причина вербовки начинающего литератора была иной. В финале вообще всё окажется так, да не так, на первый план выйдут неочевидные вещи, разгадка тайны всадника лишь отчасти польстит проницательным зрителям, а откровенная буффонада типа сцены, когда Пушкин и Лермонтов уговаривают Гоголя вступить в тайное общество, не помешает авторам поговорить о довольно серьезных вещах. О неоднозначной природе зла, например. Или о том, что в «темном» может таиться «светлый», а потому даже самый отпетый злодей вправе рассчитывать на объемный образ.
Как и в первых двух частях франшизы, здесь не так много от собственно гоголевских сюжетов, совсем нет дивной малороссийской природы и вообще поэтика раннего Гоголя – явно не фетиш для авторов сериала. Аллюзии на Тарантино очевиднее, чем цитаты из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», а легенды о жизни писателя важнее выверенных исторических фактов.
Успешные авторы
Знаменитый гоголевский сон, похожий на смерть, наступает в самом начале фильма: не выдержав испытания предыдущей серией, когда по его вине погибли юные хуторянки, герой погружается в летаргию. Все, кроме проницательной маленькой дочки кузнеца Вакулы, убеждены, что он мертв. Хоронят его безо всяких почестей, зато выбраться из могилы ему оказывается легче, чем Уме Турман в «Убить Билла»: местный столяр смастерил ему гроб из гнилых досок.
Но ни летаргия, ни прочие экстраординарные состояния духа и тела не позволили будущему классику русской литературы докопаться до правды и понять, что же на самом деле происходит в Диканьке. Да что Гоголь, даже блистательный аналитик Гуро вынужден признать, что дело преподнесло ему множество сюрпризов. Авторам определенно удался сюжетный твист, а рассказанная ими история про то, что любовь если и не способна победить смерть, то может оказаться сильнее зла, выглядит красивой и убедительной.
А потому вопрос, какое все это имеет отношение к Гоголю, кажется не то что бестактным, но не совсем уместным.
Три фильма, восемь серий
Да, конечно, этот Гоголь в исполнении Александра Петрова – «ненастоящий». Как и всамделишный Линкольн – не охотник на вампиров, а герои «Гордости и предубеждения и зомби» – не борцы против зомби. С Линкольном и героями Джейн Остин Гоголя объединяет одно: совершенно уникальное место в сознании своих соотечественников. Писатель-мистик со странной биографией – идеальный герой фильма-фантазии.
И это фэнтези получилось у авторов лихим и задорным. Будто бы вернулись те любимые критиками времена, когда все вокруг было постмодернизмом и это бодрило и будоражило.
По телевизору фильм собираются показать в преддверии Нового года, а уже в 2019-м – сериал, в котором будут две «лишние», не вошедшие во франшизу серии, а соответственно – новые линии и герои.-
В прокате с 30 августа