Фильм о баскетболе получился в полный рост
«Движение вверх» – картина, способная на два часа превратить в болельщиков даже ненавистников спортаБолее или менее всем известно, что мюнхенская Олимпиада 1972 г. – это когда арабские террористы захватили израильских спортсменов. Но отечественные поклонники баскетбола помнят еще одну историю, связанную с той Олимпиадой: как советская сборная выиграла у американской – а это считалось невозможным по определению, – забросив решающий мяч на последних трех секундах. Теперь об этом будут знать тоже более ли менее все, во всяком случае в пределах нашей страны, потому что именно об этих трех секундах и о том, что им предшествовало, снят фильм «Движение вверх» режиссера Антона Мегердичева.
Самое начало 1970-х. У власти Брежнев, чья речь пока членораздельна, гремит «Таганка», Любимов выпускает «Гамлета» с Высоцким, на экраны выходят гайдаевские «12 стульев», «Белорусский вокзал» Смирнова и «Солярис» Тарковского, снята, но не выходит и не выйдет еще 15 лет «Проверка на дорогах» Германа, Бродский уезжает в Америку, Довлатов – в Эстонию. В фильме «Движение вверх» ничего этого нет, но то, что время сложнее, чем кажется на первый взгляд, понятно сразу.
В сборной СССР по баскетболу решают сменить проштрафившегося тренера Гомельского. После долгих колебаний спорткомитет одобряет фигуру Кондрашина – в фильме он носит фамилию Гаранжин и играет его Владимир Машков. Но тот согласен принять назначение только при соблюдении нескольких условий, главное из которых – спортсмены будут тренироваться по американской методике, что, естественно, вызывает у чиновников бурю негодования. Тем не менее Гаранжина утверждают, а вскоре он делает повергшее всех в шок заявление, что советская сборная на Олимпиаде обыграет американцев.
Еще до выхода «Движения» его начали сравнивать с «Легендой № 17». Тот же инициатор проекта – Леонид Верещагин, та же студия, тот же продюсерский пул (Верещагин, Антон Златопольский, Никита Михалков), наконец, тот же сценарист, Николай Куликов: «Легенду» он писал в соавторстве с Михаилом Местецким, «Движение» – при участии Андрея Курейчика.
Команда-2
Помимо основной команды баскетболистов в «Движении вверх» существует вторая команда – чиновников. Ее составляют трусливый карьерист (Марат Башаров), настоявший на назначении тренером сборной Гаранжина продвинутый, но осторожный глава советского баскетбола (Андрей Смоляков), а также многоопытный председатель спорткомитета – про таких говорят «умный дядька» (Сергей Гармаш) плюс многочисленная чиновничья свита. В картине «Легенда № 17» за всю власть имущую братию отвечал зловредный представитель спорткомитета в исполнении Владимира Меньшова – антагонист тренера Анатолия Тарасова, которого играл Олег Меньшиков. Генсек ЦК КПСС Л. И. Брежнев в обоих случаях остается за скобками, хотя ясно, что отчитываться за победы и поражения надо будет именно перед ним.
Действительно, у фильмов много общего: весь третий акт отдан решающему матчу, среди болельщиков у телевизора те, кого герои успели повстречать по ходу действия, в центре фигура харизматичного, ведущего себя перпендикулярно всему тренера, ну и дальше по мелочи.
И тем не менее эти фильмы совершенно не схожи. «Легенда» держалась на двух звездных ролях: Меньшикова и Козловского, «Движение» – это история команды.
Капитан сборной Сергей Белов (Кирилл Зайцев) – самый результативный игрок, строптивый, резкий, из-за границы вместо шмоток привозит Библию; его однофамилец Александр Белов (Иван Колесников) очень молод, смертельно болен и знает об этом, три секунды поединка носят его имя: именно он забрасывает в корзину американцев решающий мяч; патриот Литвы Модестас Паулаускас (Джеймс Тратас), не скрывающий своих антисоветских взглядов; совсем юный, восторженный белорус Иван Едешко (Кузьма Сапрыкин); стремительные грузины Коркия и Саканделидзе (Отар Лордкипанидзе и Иракли Микава), очень высокий и очень близорукий Алжан Жармухамедов (Александр Ряполов), которого в Америке принимают за индейца. У них разное экранное время, на них по-разному наводится фокус, но это именно команда, и она наряду с тренером – главный герой картины. И в финальной части зритель болеет за них даже не потому, что они «наши», а потому что этих людей успели узнать и полюбить. Кстати, соперники здесь яркие, живые, симпатичные люди, каждый со своей индивидуальностью: американские баскетболисты умеют играть, но не умеют проигрывать – вполне человеческая черта.
Как готовились
Фильм снят по одноименной книге, написанной капитаном сборной Сергеем Беловым в соавторстве с Александром Коноваловым. Сергей Белов умер четыре года назад, его сын Александр Белов стал главным консультантом фильма, отвечавшим за хореографию баскетбольных сцен. Вторым консультантом работал игрок сборной Иван Едешко. Высоких актеров, умеющих играть в баскетбол, искали по всей стране. Кирилла Зайцева (Сергей Белов) нашли в Рижском театре русской драмы, Джеймса Тратаса (Паулаускас) – в Литве, Кузьму Сапрыкина (Едешко) – в Школе-студии МХАТ. Единственный известный актер в команде Иван Колесников (Александр Белов) к моменту кастинга в баскетбол играть не умел, но месяцы упорных тренировок сделали свое дело. Сыгравший роль Жармухамедова Александр Ряполов – профессиональный баскетболист.
Наконец, технический уровень даже по сравнению с виртуозно снятым в «Легенде» хоккеем здесь просто космический. Можно знать про шесть одновременно работавших камер (одна – исключительно на рапид, которого в фильме много), про оператора Игоря Гринякина, носившегося в шлеме на роликах между игроками, еще про всяческие технические ухищрения. Но эти знания не отменяют простого зрительского восторга.
При всей виртуозности баскетбольных съемок «Движение вверх» не про баскетбол, а про характер, судьбу и дороги, ведущие к победе и личной, и общей. А еще здесь забавным образом зашифрован путь, который прошло российское кино с тех пор, как перестало быть советским. «Мы будем работать по американской методике». – «Нет, вы с ума сошли, Голливуд нам не указ, у нас свое, лучшее, у них все равно денег больше, с ними не потягаешься!», ну и «как вам не стыдно!» наконец. Прошло 20 лет. «Движение вверх» – большой голливудский фильм в лучшем смысле этого слова, про большую национальную победу. Эти два понятия оказались не в противоречии, а в абсолютной связке друг с другом: так называемый Голливуд – это всего лишь владение навыками создания зрительского кино. А куда еще вкладывать историю национальных побед, если не в фильмы, которые увидят миллионы зрителей? В том, что в случае с «Движением вверх» речь пойдет именно о миллионах, особых сомнений не возникает.
В прокате с 28 декабря