Зачем философам комикс

На экраны вышел «Тетраграмматон», он показывает приключения ума в разных жанрах
Мартин Хайдеггер, коварно заманивший в ловушку своего учителя Эдмунда Гуссерля
Мартин Хайдеггер, коварно заманивший в ловушку своего учителя Эдмунда Гуссерля / kinopoisk.ru

В московской культурной среде 1990-х был популярен анекдот про то, как идет по лесу Бодрийяр и вдруг видит на дереве человека в форме эсэсовца. «Штирлиц!» – подумал Бодрийяр. «Симулякр!» – подумал Штирлиц. Выпускник Мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова Клим Козинский сочинил что-то похожее, только гораздо масштабнее – в восьми главах и жанрах, в технике коллажной анимации и с участием как минимум двух десятков мыслителей Нового времени от Гегеля до Юджина Такера (в эпизодах – Фома Аквинский, Данте Алигьери и тело Николая Коперника). Бодрийяра среди них, кстати, нет, но он и так обыгран масскультом, его в «Матрице» Нео читает. Зато есть Квентин Тарантино и Дэвид Линч – кумиры той же эпохи и той же среды, в которой ходил анекдот про Бодрийяра и Штирлица.

Сделано остроумно и лихо. Причем можно даже не знать, кто все эти великие люди, в титрах вам дадут справку, это же комикс! Квадратики с портретами философов, приклеенные к нарисованным телам, разговаривают пузырями-бабблами, действие перемежается интертитрами в духе немого кино, в названии главы содержится краткий пересказ не сюжета, а сути: «Эпизод II, в котором Людвиг Витгенштейн пытается описать мир, используя только логику, и покидает чертоги разума». Совершенно не обязательно штудировать «Логико-философский трактат» и углубляться в диалектику, чтобы получить удовольствие от того, как Витгенштейн орудует кочергой, а Гегель – катаной. Но если все-таки иметь представление о философских системах этих супергероев, удовольствие по меньшей мере удваивается.

Главный фокус «Тетраграмматона» – в сочетании лукаво примитивистской формы (на самом деле довольно изысканной) с содержанием, не теряющим сложности даже после радикальной хулиганской редукции. Подыгрывая автору, можно сказать, что сам он орудует бритвой Оккама, решительно отсекая от философских концепций огромные куски, пока они не превращаются в анекдот, разумеется по-прежнему философский. Точнее, это бритва Оккама – Тарантино, потому что одновременно Козинский расправляется с популярными киножанрами от вестерна и нуара до научной фантастики, хоррора и восточных боевых искусств.

Как похоронить Бога (инструкция)

«1. Берем Бога (1 шт.). 2. Помещаем Бога в мозг. 3. Взрываем мозг». («Тетраграмматон», «Эпизод V, в котором Фридриха Ницше сводит с ума любовь к девушке с красивыми глазами»)

Так что, с одной стороны, все это не лезет ни в какие ворота и ничего подобного вы не видели, а с другой – видели, конечно, и не раз, только не в таком неожиданном и диком сочетании. Можно вспомнить, например, комический бенефис Славоя Жижека «Киногид извращенца» (тем более что сам он тут как тут). Но отдельно хочется порекомендовать «Тетраграмматон» немногочисленной секте фанатов анимационного телесериала «Пол-литровая мышь», наверняка хорошо знакомого и Козинскому. И вспомнить оттуда шутку про специалиста по спецэффектам, работавшего на фильме «Черные чудовища», где нет никаких чудовищ, а кажется, что есть, вот так он крут. Потому что у Козинского с Бодрийяром, вероятно, та же фигня.