Венецианский кинофестиваль открылся фильмом Дэмьена Шазелла «Ла Ла Лэнд»
Жанр мюзикла обрел в нем новое дыханиеФильм открытия, простите игру слов, не обязан открывать горизонты, у него другая функция и другой порог ожиданий. «Ла Ла Лэнд» непринужденно нарушает это негласное правило. Американский режиссер Дэмьен Шазелл неожиданно перезапустил жанр мюзикла, как это сделал в свое время – время «новой волны» – француз Жак Деми, впустивший в мюзикл повседневность с ее мелкими и скучными немузыкальными драмами. А у нас такое проделал Павел Арсенов, снявший комическую оперу-феерию «Спасите утопающего» на музыку Таривердиева. Последователей у Деми не нашлось, как позднее и у Боба Фосса. Поющий фильм на короткое время обрел новую жизнь в рок-опере, которой занимались Кен Рассел, Норман Джуисон и Алан Паркер. Но и эти батарейки довольно скоро сели. После них лучшие мюзиклы, включая фильмы База Лурмана во всем их великолепии, оказывались не более чем удачными стилизациями.
Открытие Венецианского кинофестиваля
Новый фильм Шазелла превзошел его отмеченную тремя «Оскарами» «Одержимость», триллер об ударнике, близкий к формальному эксперименту с темпом, ритмом и монтажом и запомнившийся отличным владением техникой. «Ла Ла Лэнд» не столь очевиден в приемах – они искусно встроены в повествование, а его условность нейтрализована самим духом времени, схваченным в характерах, ситуациях и типе конфликта.
Влюбленные герои – как и в «Одержимости», музыканты – вальсируют среди звезд, но это звезды планетария. Миа и Себастиан, начинающая актриса и джазовый пианист, не готовы жертвовать ради чувств своим творчеством и своим будущим. А когда оно наступает, то самое, сказочное, вымечтанное, музыка смешивает воображаемое и реальное в болезненной коде.
Ожидания офф
Один из самых ожидаемых и, возможно, самых скандальных фильмов венецианской офф-программы – «Евангелие» (Vangelo) Пиппо Дельбоно, знаменитого театрального актера, танцовщика и режиссера из Модены. Своих апостолов буддист Дельбоно, с нежностью называющий мать «католической ультрас», нашел среди нигерийских и афганских беженцев в лагере мигрантов. По его мнению, именно среди них явился бы и сам Господь, случись такое в наши дни. В этом октябре Дельбоно привезет в Санкт-Петербург на фестиваль «Балтийский дом» одноименный спектакль на музыку Энцо Авитабиле.
В «Ла Ла Лэнде», подобно великим ревю золотого века мюзикла, участвуют большие кордебалеты. Один из самых грандиозных – в сцене автомобильной пробки, выплескивающей в танце и вокале безграничное приятие мира. Дуэт Эммы Стоун и Райана Гослинга, пластически и вокально несовершенный, смещает акценты: музыкальные номера больше не строятся как безупречные аттракционы виртуозных исполнителей чечетки и танго, которыми перекладывают необязательную историю. Это не мюзикл больших достижений. Обаяние важнее исполнительского мастерства, намеренно пониженного в статусе, что не мешает фильму Шазелла быть зрелищем высокой пробы.
В первый день фестиваля в параллельной программе «Дней авторов» был показан фильм знаменитого французского хореографа Анжелена Прельжокажа, снятый в соавторстве с Валери Мюллер, – «Полина, танцующая свою жизнь». В его основе комикс Бастьена Вивеса о молодой балерине, постигающей в школе Большого театра специфику классического балета, а в Европе – современного танца. Прельжокаж, руководитель Национального хореографического центра в Экс-ан-Провансе, работавший в Большом театре над постановкой спектакля «А дальше – тысячелетие покоя», хорош в том, что касается самой хореографии. Но все остальное, включая актерскую игру Полины Кутеповой и Жюльетт Бинош, выглядит ненужным и, пожалуй, нелепым приложением к пластическим номерам. Они в фильме двух типов – танец в репетиционном зале и якобы спонтанное движение, захватывающее Полину вне репетиционного зала. Открывает фильм песня про крылатые качели из «Приключений Электроника», и это только первое из ложных движений, создающих шаткую атмосферу этой наивной балетной вампуки.
Венеция