В боевике «Джейсон Борн» сюжет совершенно не важен
Это виртуозно снятое кино о том, как угрюмый человек с лицом Мэтта Деймона куда-то идет или едет и попутно кого-нибудь бьетДжейсон Борн – это я. В смысле тоже ничего не помню: сюжет нового боевика выветривается сразу же после выхода из зала, если не раньше. Зачем Мэтт Деймон был в Афинах? Что привело его в Лас-Вегас? Почему сначала за ним гонялся Венсан Кассель, а потом он за Касселем? За что Кассель застрелил Джулию Стайлз? Ах да, она хотела передать Борну флешку с суперсекретной информацией о том, как его звали раньше. Но почему Борна так хотел убрать Томми Ли Джонс в роли директора ЦРУ? И почему Алисия Викандер в роли помощницы Томми Ли Джонса мешала своему шефу? А чего она хотела от Деймона – Борна? Узнать, остался ли он патриотом? Снимется ли в следующей серии?
В четвертый раз страдающий амнезией суперагент копается в собственном прошлом и бросает вызов породившему его ЦРУ. Это было утомительно и раньше, поэтому участвовать в предыдущем фильме Деймон отказался и компании Universal пришлось снимать «Наследие Борна» с Джереми Реннером в роли другого суперагента из того же секретного проекта. Но публике это не понравилось, Деймона уговорили вернуться, и вот, усталый, он снова бродит по тому же сюжету, детали которого теперь уже совсем не важны.
Ночные гонки
Грандиозная сцена автомобильной погони в Лас-Вегасе снималась пять недель исключительно по ночам: продюсеры договорились с городскими властями, что будут снимать только от полуночи до рассвета. Предосторожности были абсолютно оправданны. К финалу съемок кинематографисты угробили 170 автомобилей. Что касается массовых сцен в Афинах, то их пришлось снимать на Тенерифе, потому что в Греции продюсеры фильма столкнулись с высокими налогами и бюрократическими сложностями.
Зато как это снято! Вместе с Деймоном во франшизу вернулся постановщик второго и третьего «Борнов» Пол Гринграсс, любитель крупных планов, ручной камеры и массовых сцен. В Афинах он бросил Мэтта Деймона, Джулию Стайлз и Венсана Касселя в гущу уличных беспорядков, где они провели, кажется, не меньше получаса экранного времени, теряясь в толпе, уворачиваясь от файеров, ускользая от полиции, пуская дым и путая следы, чтобы в конце концов рвануть прямо сквозь строй протестующих на мотоцикле и заряженном VW Golf GTI (продакт плейсмент автогиганта Volkswagen Group – традиция борнианы). Во второй эффектной сцене погони Венсан Кассель выезжает на улицы Лас-Вегаса на армейском броневике и сносит все на своем пути. А между этими высшими точками действия – почти сплошная череда крупных планов: камера смотрит Борну в глаза или дышит в затылок, пока он бежит, сидит за компьютером, куда-то идет, кого-то бьет, сам получает в лоб, стреляет или каким-либо иным способом обводит вокруг пальца агентов ЦРУ, которые пытаются взять Борна числом, но тот побеждает умением. Мы словно бы все время следим за ним сквозь оптический прицел, как персонаж Венсана Касселя, безжалостный Спец, единственный, кто может сделать против Борна хотя бы что-нибудь, потому что остальные не могут совсем ничего.
Борн – супергерой без плаща и смокинга, неэффектный, скупой на слова, экономящий в драке удары и лучше всего чувствующий себя в толпе. Но все это мы знали и раньше. Отличие нового фильма лишь в том, что сюжет в нем откровенно декоративен, это чистое действие ради действия, а Борн – бунтовщик без причины, забывший не только о том, кем он был, но и почему делает что-то прямо сейчас. Главное – не останавливаться. А то Кассель из винтовки прихлопнет или зритель задумается, зачем смотрит этот фильм четвертый раз подряд.
В прокате с 1 сентября