В кинофэнтези «Ночные стражи» фольклорная нечисть шагает по Москве
Но специальный отдел во главе с Леонидом Ярмольником пресекает потусторонние беспорядки«Извольте себе представить. Выходец с того света – оборотень, вуйдалак, упырь и мцырь – взят! Мною взят! Я весь в воспалении», – духарился Иван Антонович Расплюев, исправляющий должность квартального надзирателя, в пьесе Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» (1869). А вы говорите: «Люди в черном».
У нас своя традиция, так что фильм «Ночные стражи» – глубоко национальный продукт, суверенное фэнтези, а не одно лишь слепое подражание голливудским образцам. Ведь никакой Зонненфельд не додумается до сцены, в которой Леонид Ярмольник косит упырей из пулемета под песню «Я шагаю по Москве». А режиссер Эмилис Веливис додумался. Да, «Люди в черном», но русские душою. И ловят не беспаспортных инопланетян, а нашу родную сказочную нечисть. На Арбате, сказывают, лешего видали, отличишь? – подмигивает майор Гамаюн (Ярмольник) новичку Паше (Иван Янковский), недавнему курьеру, у которого обнаружилась чуйка на мигрантов с того света. Да вы и сами отличите. Ишь как замелькал, засуетился зеленый, знает, что документы не в порядке.
Отличительное свойство «Ночных стражей» – атмосфера капустника, плотно окутывающая шаблонную романтическую историю о простом пареньке, повстречавшем принцессу из паранормального мира. Любовная линия между персонажами Ивана Янковского и Любови Аксеновой едва прочерчена, зато вокруг колготятся карнавальные упыри, один тучный господин оборачивается натуральной свиньей, лисица-китаянка (Анастасия Цой) наводит морок и вздыхает по Ярмольнику, а тот каждым появлением в кадре дает понять, что все происходящее суть суета сует и комедия абсурда. В одной сцене он вынимает искусственный правый глаз, в другой, прицеливаясь, зажмуривает левый, и это, пожалуй, лучшая иллюстрация того, как участники проекта относятся к зрителям.
Ветка упырей
Сцены в московском метро снимались на станциях красной ветки – «Воробьевы горы», «Спортивная», «Парк культуры». Для одной из ключевых экшн-сцен «Ночных стражей» была выстроена декорация «спецпоезда», на котором сотрудники центра по надзору над нечистью преследуют эту самую нечисть в подземке.
Конечно, это шапито обнаруживает генетическое сходство прежде всего с «Ночным дозором» Тимура Бекмамбетова и совершенно этого не скрывает. Просто в «Ночных стражах» все пожиже. От сценария Олега Маловичко, не слишком изобретательно перепевающего давно знакомые мотивы, до состава исполнителей: если в бекмамбетовских «Дозорах» от звезд рябило в глазах, то «Ночные стражи» эксплуатируют лишь харизму Леонида Ярмольника, чья роль номинально не главная, но явно бенефисная, из-за чего герои первого плана остаются в тени.
Иван Янковский вынужден играть перманентное изумление, постепенно переходящее в решимость навалять потусторонним гастролерам. Любови Аксеновой играть нечего совсем – по сценарию ее героиня, занимающая высокое положение в мире упырей, в Москве маскируется под эстрадную певичку (чьи опусы, к сожалению, регулярно звучат за кадром), а увидев курьера Пашу, не может произнести ничего, кроме фразы: «Ты мой воин», что производит комический эффект там, где его вроде бы не предусмотрено. А с другой стороны, начав шутить, авторы не могут остановиться: понятно, что за нечистью нужен глаз да глаз, но майор Гамаюн мог бы вынимать его пореже.
В прокате с 25 августа