В «Судной ночи – 3» чувствуется усталость

Затевая кровавую антиутопию, режиссер не думал о продолжениях, но успех обязывает
Идеологи Чистки называют себя «новыми отцами-основателями», а любители переодеваются старыми: зайдешь за угол, а там, например,  Линкольн с бейсбольной битой
Идеологи Чистки называют себя «новыми отцами-основателями», а любители переодеваются старыми: зайдешь за угол, а там, например, Линкольн с бейсбольной битой / KINOPOISK.RU

В альтернативной Америке каждый год в ночь с 21 на 22 марта проходит так называемая Чистка (The Purge). На протяжении 12 часов не работают ни пожарные, ни полиция, ни «скорая помощь». И в этот период все преступления, включая убийства, легальны: на улицы выходят толпы людей с пистолетами, ножами и циркулярными пилами в руках, чтобы мочить тех несчастных, кто не успел спрятаться за железными или бетонными ограждениями. Власть в США перешла к группе людей, которые имеют наглость называть себя «новыми отцами-основателями» (старыми, напомним, были Вашингтон, Джефферсон, Франклин и т. д.), и они всячески поощряют Чистку. Во-первых, жертвами, как правило, становятся самые бедные и незащищенные люди (а стало быть, можно сэкономить на социалке). Во-вторых, по извращенной логике новой власти, если что-то нельзя уничтожить, лучше это организовать и возглавить: люди все равно полны злобы, так пусть оттягиваются раз в году (а в остальное время кривая преступности неуклонно будет ползти вниз). Все это проходит под лозунгом «Выпусти зверя», при одобрении церкви – отчего-то считается, что, убивая других, ты очищаешься.

Сценарист и режиссер Джеймс Демонако наткнулся на эту золотую жилу несколько лет назад, когда придумал первую «Судную ночь» и снял ее при поддержке продюсера Майкла Бэя. Несмотря на кажущуюся абсурдность сюжета, люди повалили в кинотеатры – что доказывает правомерность употребления слова «кажущаяся».

По мысли Демонако, зверь действительно живет во множестве людей и да, они готовы его выпустить. Наброситься с мачете на продавца, который вчера нахамил в супермаркете (или, как в «Судной ночи – 3», просто вежливо попросил не красть с полок шоколадки), – да что там на продавца, просто на прохожего. Если честно, достаточно почитать комментарии к невинным постам в фейсбуке или заметкам в популярных газетах, чтобы понять: мизантропичность Демонако более чем оправданна. Многим людям только дай мачете в руки и безнаказанность в голову – они понесутся вперед так, что позади останется только кровавая просека .

Выгоды ночи

Фильмы из киносериала «Судная ночь» обходятся студии Universal очень недорого: первый стоил $3 млн, второй – $9 млн, третий – $10 млн. Но сборы у них прекрасные. «Судная ночь – 3», например, уже в первый уикенд американского проката блистательно отбила свой маленький бюджет, собрав $36 млн (а месяц спустя на счету у нее – $77 млн). Но настоящей популярностью фильмы про Чистку пользуются только в Америке. За ее пределами сборы традиционно оказываются относительно скромными.

В «Судной ночи – 3», впрочем, находится человек, готовый положить этому конец, – сенатор Чарли Роан (Элизабет Митчелл), которая сражается за пост президента с мерзавцем-священником, выдвинутым «новыми отцами-основателями». (Демонако явно будет голосовать не за Трампа.) Естественно, власть пытается уничтожить женщину, которая слишком много о себе возомнила, и очередная Судная ночь представляется невероятно удачным поводом ее ликвидировать: снаряжается целый отряд для того, чтобы поймать и убить блондинку в очках. Но у блондинки есть верный охранник (Фрэнк Грилло, игравший в «Судной ночи – 2») и масса сторонников, готовых ее защищать, иногда даже ценой собственной жизни. Весь фильм – история про то, как ее защищают, защищают и защищают (спойлер: разумеется, ее защитят и в финале она станет президентом).

Конечно, чувствуется некоторая растерянность Демонако: придумывая первый фильм, он не рассчитывал снять еще два продолжения. Там есть проблески симпатичного черного юмора (в разгар Судной ночи по Вашингтону разъезжает грузовик, и из мегафона звучит: «Собираем и перевозим трупы жертв. Сохраним город чистым!»), но, в общем-то, жвачка уже совсем потеряла вкус. Блондинка в очках задается почти михалковским вопросом: «Как мы до такого докатились?» По экрану бегают отморозки (самые впечатляющие – компания окровавленных веселых девушек, проявляющих пресловутую girl power с помощью винтовок и воплей «Выходи, скотина, я уже предков замочила, а сейчас тебя замочу!»). Священнослужители оказываются латентными маньяками, буквально испытывающими оргазм в процессе убийства людей ножом. Но тебе уже не страшно – потому что ты чувствуешь, что и режиссеру все это уже не очень интересно.

Но куда он денется – люди все еще смотрят фильмы про Чистку, которые стоят так мало и приносят такой огромный доход. Впереди у бедного Демонако еще четвертая и пятая «Судные ночи» – и вот тут действительно впору взвыть.

Автор – специальный корреспондент «Комсомольской правды»