В фильме ужасов «И гаснет свет» действует молчаливая галлюцинация
Автор «Пилы», «Астралов» и «Заклятий» Джеймс Ван спродюсировал стандартный малобюджетный хоррор«И гаснет свет» – малобюджетный продюсерский проект малайца Джеймса Вана, автора «Пилы», «Астралов», «Заклятий» и «Форсажа-7» («Форсаж», конечно, выбивается из этого списка хорроров). Сейчас Ван считается едва ли не главным в Голливуде экспертом по фильмам ужасов и ухаживает за рассадником молодых режиссеров. Например, за Дэвидом Ф. Сандбергом, который под патронажем Вана снял «И гаснет свет» по мотивам собственного короткометражного фильма.
Есть семья – мама, дочка, сын (от разных отцов); дочка лет на 15 старше, давно сбежала из дома и ведет отдельную жизнь, но все равно не может оставить брата. А у брата беда: мама совсем сошла с ума. Она отказывается пить таблетки и по ночам говорит сама с собой. Но, если присмотреться, не совсем сама с собой, а с женщиной по имени Диана, злобным призраком. В детстве они лежали в одной психушке. Диана мало того что была больна на голову, еще и страдала от фоточувствительности кожи, вообще не переносила свет. Потом на ней опробовали новый метод лечения светотерапией, и она в страшных мучениях умерла. Разумеется, не до конца: она продолжает жить у своей единственной подруги в голове. И из этой головы, как вай-фай из роутера, она раздает себя во внешний мир. Ревнивица, она убивает всех, кто может помешать этой дружбе. Сначала первого, потом второго мужа подруги. И уже протягивает когтистые руки к детям, которые недовольны наличием у мамы такой компаньонки.
Блондинка против тьмы
Австралийке Терезе Палмер, играющей главную роль в фильме, 30 лет (не скажешь – ей можно было бы дать и на 10 лет меньше). У уроженки Аделаиды довольно солидная фильмография: она снималась в диснеевской сказке «Ученик колдуна» с Николасом Кейджем, в фильме про душевные страдания зомби «Теплые тела» с Николасом Холтом – и с ним же едва не снялась в последнем «Безумном Максе», помешал только конфликт рабочих графиков.
Диана по-прежнему не терпит света, поэтому тот, кто освещен (лампочкой, фонариком, огнем в печке), в теории мог бы ее не бояться. Но она за несколько прошедших после смерти лет уже научилась сама гасить свет, поэтому от нее практически нет спасения. Куда ни прячься, будет то, что Коровьев описывал словами «хрусть, пополам».
Конечно, трудно представить себе психиатра, который лечит пациентку, особенно с фоточувствительностью, «светотерапией» (такого метода в психиатрии в принципе нет: с душевными болезнями работают при помощи таблеток, разговоров, даже операций на мозге, чего угодно, но никак не световых потоков). Но хорошо, хорошо, никто не хочет от скромного хоррора правдоподобия. Все хотят, чтобы Диана прыгала из темноты на героев и утаскивала их во мрак. Это она все время и делает.
В каком-то смысле это песня Земфиры «Жить в твоей голове»: Диана влюбляет в себя подругу настолько сильно, что у обоих крутятся в голове только фразы вроде «Любить тебя неоправданно, отчаянно, жить в твоей голове и убить тебя неосознанно, нечаянно». Можно было бы еще подумать о том, что мертвые люди зачастую занимают в сознании тех, кто их потерял, куда больше места, чем живые. Это вообще прекрасная концепция, но, к большому сожалению, ни Сандберг, ни его продюсер ни о чем подобном не думают. Они снимают стандартный ужастик с прыжками.
Ну, ладно. У Сандберга есть один хороший кадр (когда вызванный на помощь полицейский стреляет в Диану, и при каждом выстреле она, боящаяся вспышек, исчезает); есть шарлиз-тероновского толка молодая актриса Тереза Палмер, которая довольно уверенно держит фильм; и да, Диана с ее когтями иногда выглядит страшной. Билет в кино в Москве сегодня стоит примерно 300 рублей – вот ровно на эти 300 рублей вас напугают и порадуют. Большего никто не обещал.
Автор – специальный корреспондент «Комсомольской правды»