Фестиваль «Архстояние» прибавил деревне Никола-Ленивец несколько новых объектов

Три из них вписались в природу и стиль места
«Белые ворота» Николая Полисского – центр отмеченной его объектами территории
«Белые ворота» Николая Полисского – центр отмеченной его объектами территории / Е. РАЗУМНЫЙ / Ведомости

Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние», как справедливо пишут его организаторы в пояснительной записке, давно превратился в арт-парк и перестал быть местом отдохновения и уединения. Наоборот, на три дня фестиваля деревня Никола-Ленивец с окрестностями становится воплощением суеты на природе – компании молодых людей пересекают местность от объекта к объекту, от столовой к речке, наматывают километры по дорогам если не мокрым, то пыльным. Так что тема этого года – «Убежище», – возможно, выбрана разумно, но не все участники ее придерживались. Даже наоборот, лучшие работы к ней не имеют никакого отношения.

Прежде всего тему игнорировал Николай Полисский – главный художник места, его гений. Он поставил на пригорке, в центре обширной, помеченной арт-объектами, территории, триумфальную арку – «Белые ворота». По словам автора, они пока белые, потом будут как-то особо тонко прокрашены. Что сейчас кажется лишним, поскольку арка и так хороша.

Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние-2016»

В прошлом году она стояла на ВДНХ как участник фестиваля Политехнического музея и тогда обращала на себя внимание научностью – деревянные колонны состоят из спиралей (как будто ДНК), каких-то шестеренок и пропеллеров. Здесь же, на природе, выявляется ее главная сущность – архитектурная, пространственная. Две генеральные темы творчества Полисского соединились в этой арке – «приватизация исторических архитектурных форм», начатая еще зиккуратом из сена, и спекуляция на научных достижениях, идеально воплотившаяся в деревянном адронном коллайдере. Третья тема – имперская, с облезлыми двуглавыми птицами, к воротам отношения не имеет. Но еще подчеркнут французский акцент «Архстояния» – новый объект стоит между местными Версалем и Бобуром. И вообще стоит идеально – на пригорке, так что виден издали и перед полем, образуя раму для идеального русского пейзажа с видом на даль и полосу леса на горизонте.

Новая проблема

Все время существования «Архстояния» у фестиваля проблемы, которые со временем все же решаются. На этот раз они заключаются в том, что часть объектов находится на земле, принадлежавшей бизнесмену Максиму Ноготкову, которая должна быть продана за долги.

Другой новый объект спрятан в лесу, «Теневой павильон» Ирины Кориной и Ильи Вознесенского наверняка будет неофициально называться «Шишкой». Ржавые металлические щиты образуют красивый «шишковидный» павильон с блестящей сердцевиной внутри. Вход в него артикулирован металлической беседкой, похожей на автобусную остановку, ее синяя крыша решительно портит красоту самой «шишки», исключает ассоциации с бронзовой пинией во дворце Ватикана и придает объекту легкую абсурдность. Но полный абсурд и торжество графомании – это описание объекта в путеводителе по фестивалю.

Как и все вещи Кориной, «Теневой павильон» не концептуален и не литературен, он декоративен и формален, чем идеологически близок никола-ленивецкому стилю. А стиль этот кроме объектов Полисского несут в себе буквально вросшие в место работы Александра Бродского, Алексея Козыря, Бориса Бернаскони, Юрия Григоряна.

Еще одно сильнейшее впечатление от нынешнего «Архстояния» – «Секретный перформанс» Ольги Кройтер. Она на несколько часов настолько слилась с природой, что, видя обмотанный прозрачной пленкой ствол дерева и зная, что там, на высоте, за слоями полиэтилена должна находиться девушка, все равно не веришь глазам своим.

Самый полный ответ на тему фестиваля дало архитектурное бюро Archpoint. Его руководитель Валерий Лизунов описал, как пришла ему в голову идея закопать в землю собственный Mercedes Gelandewagen. Он подумал: «Именно в этой машине я чувствую себя уверенно и защищенно. А если ее закопать в землю, то получится настоящий бункер. В этом убежище можно переждать природный катаклизм или зомби-апокалипсис». И действительно, машина закопана по самую крышу, открытым оставлен только люк. Так что, спускаясь в ямку на поляне, можно неожиданно попасть в салон автомобиля. Прокомментировать объект «Убежище G 500» не смогли даже составители путеводителя по фестивалю.