Фильм «Стартрек: бесконечность» вдохновит урбанистов
Картина Джастина Лина предлагает приключения в духе классического сериала 1960-х и дает фантастический пример городского благоустройстваНовый «Стартрек» – радость урбаниста. Ах, какой там город Йорквилль – летающий в космосе прозрачный шар со сплошными пешеходными зонами, расположенными в разных плоскостях и завязанными нарядным бантиком, потому что искусственная гравитация позволяет осуществить самые странные архитектурные фантазии и устроить разнообразные пространственные парадоксы (художники вдохновлялись графикой Эшера). Идешь по улице, смотришь наверх, а там другие счастливые йорквилльцы и гости столицы ходят вниз головой и ловят покемонов.
Все это страшно бесит злодея по имени Кралл (Идрис Эльба), который сидит на дикой планете в неизученной галактике и сглатывает кровавую слюну, планируя, как уничтожить рукотворное сердце цивилизованной вселенной. План состоит в том, чтобы заполучить древний артефакт – каменную шестеренку, в которой трудно заподозрить мощнейшее оружие, поэтому случайный обладатель макгаффина капитан Кирк (Крис Пайн) ничего и не подозревает.
Последний рейс
В финальных титрах фильма «Стартрек: Бесконечность» стоит посвящение Антону Ельчину. Актер, родившийся в Ленинграде и сыгравший в «Стартреке» героя по фамилии Чехов, погиб за месяц до премьеры нового фильма в автокатастрофе недалеко от своего дома в Калифорнии. Антону Ельчину было всего 27 лет. Продюсер «Стартрека» Джей Джей Абрамс уже заявил, что не будет искать Ельчину замену. Но что станет с его героем Павлом Чеховым, пока еще не решено.
Для тех, кто к нам только что присоединился, надо напомнить, что Кирк по происхождению землянин и командует звездолетом «Энтерпрайз» – флагманом и гордостью космофлота Федерации. Помощник и друг Кирка – Спок, остроухий уроженец погибшей планеты Вулкан, жители которой научились обходиться без эмоций, поэтому половина шуток в «Стартреке» традиционно вертится вокруг споковской невозмутимости, а лирическая линия, связывающая флегматичного вулканца с лейтенантом Ухурой (Зои Салдана) уходит в бесконечность. В новом фильме чуть меньше, чем раньше, обыгрывается разница характеров Кирка и Спока, которые по сюжету слишком часто оказываются в разных местах, но персонажи второго плана ведут себя в строгом соответствии с амплуа: юный смышленый Чехов (Антон Ельчин) посреди любой разрухи находит работающий пульт управления, доктор Маккой (Карл Урбан) отпускает циничные замечания и ворчит на тему «кой черт я здесь делаю», комический бортинженер Скотти (Саймон Пегг) починяет термоядерные примусы. Новость в том, что Скотти, кажется, влюбился в девушку-воительницу Йалу (София Бутелла), которую встретил на той самой затерянной планете, где злодей Кралл устроил ловушку для капитана Кирка, чтобы отобрать у него опасный артефакт.
Приключения экипажа «Энтерпрайза» на каменистой планете составляют основной хронометраж «Стартрека», и американские критики нахваливают режиссера Джастина Лина за то, что он вернулся к корням и отдал дань уважения классическому сериалу 1960-х. Новейшие спецэффекты действительно соединяются в его «Стартреке» с некоторой сюжетной старомодностью, и, если вы не фанат сериала, это может слегка раздражать. Но в принципе больших отличий от двух первых фильмов перезапущенной Джей Джей Абрамсом франшизы в третьей серии нет, и смена режиссера почти никак не сказалась на стилистике картины. Лин – постановщик-универсал, умеющий одинаково ловко сработать аттракцион в любом жанре. Хоть «Форсаж», хоть «Стартрек».
Другое дело, что кажется, будто все культовые фантастические франшизы, разукрашенные современными спецэффектами, – сериалы-близнецы и новый «Стартрек» отличается от новых «Звездных войн» (на которые переключился Абрамс) только набором персонажей. Да и тех легко представить рядом, как Бэтмена и Супермена.
Ведь нет отныне ничего невозможного – не только в супергеройских комиксах и космических блокбастерах, но и в области городского благоустройства, где тоже есть место и героизму, и фантастике. В этом смысле новый «Стартрек» дает самый вдохновляющий пример. Кажется, покажи его московским урбанистам, и через четыре года здесь будет город-шар.
В прокате с 21 июля