Спортивная драма «Сила воли» посвящена человеку, который расстроил Геббельса и Гитлера
Это афроамериканский легкоатлет Джесси Оуэнс, выигравший четыре золотые медали на Олимпиаде в Берлине в 1936 годуСпасибо, что не «Триумф воли», хотя так было бы смешнее. Но все-таки о чем думали российские прокатчики, переименовывая Race в «Силу воли»? Если учесть, что фильм рассказывает о чемпионе Олимпийских игр 1936 г., а среди персонажей есть Лени Рифеншталь, уже запечатлевшая съезд нацистской партии в «Триумфе воли» (1935) и снимающая материал для «Олимпии» (фильм об Олимпиаде выйдет в 1938-м).
Рифеншталь авторам нравится. Ее играет звезда «Игры престолов» Кэрис ван Хаутен. Она решительна, носит брюки и мужские рубашки и спорит с Геббельсом, в ответ на «Это моя Олимпиада!» заявляя: «Это мой фильм!» Ведь все ради искусства! Когда на стадионе что-то идет не по плану министра пропаганды, нацисты дуются, а Лени радуется: «Это будет шедевр!»
Главный герой – афроамериканец Джесси Оуэнс (Стефан Джеймс) – авторам, конечно, нравится тоже. Он славный парень, быстро бегает, далеко прыгает, ведет себя скромно, любит маленькую дочку и ее мать, дружит с тренером (Джейсон Судейкис), а оступается за весь фильм только один раз, да и то под таким напором, что кто бы не оступился. Но быстро исправляет ошибку. В моральном отношении он безупречен практически так же, как в физическом. А вся его драма заложена в оригинальном названии фильма: race тут и «забег», и «раса». Главный вопрос, который должен решить чернокожий легкоатлет, – бежать или не бежать на Олимпиаде, которую устраивают нацисты.
Свидетель
Единственное, что интригует в фильме Хопкинса, – это случайные нелепости. Например, есть еще один чернокожий легкоатлет, приятель главного героя, который сопровождает его начиная с университета и заканчивая Олимпиадой. Хочется узнать про него хоть что-нибудь, но он просто мелькает в кадре, словно бы олицетворяя интернет-мем «свидетель из Фрязино» (погуглите, это смешно).
Та же дилемма у американского Олимпийского комитета, в котором обсуждается идея бойкота Олимпиады. Тех, кто за бойкот, возглавляет персонаж Уильяма Хёрта, но про него мы узнаем не много. Тех, кто против, – герой Джереми Айронса, про него поподробнее: Эйвери Брендедж отправился в Берлин на переговоры и обещал Геббельсу лоббировать германские интересы в обмен на будущий строительный контракт (новое здание посольства Германии по проекту архитектора Шпеера). Несмотря на это некрасивое обстоятельство, Брендедж тоже в целом нравится сценаристам и режиссеру. Он жестко разговаривает с Геббельсом, но Лени Рифеншталь переводит его не буквально.
Геббельс, кажется, единственный персонаж, который авторам не нравится. И даже актеру Барнаби Мечурату играть его как будто противно.
Но режиссеру Стивену Хопкинсу интересней люди, прекрасные во всех отношениях. Такие, как Джесси Оуэнс, его тренер Ларри Снайдер (он, правда, пьет, но в остальном молодец) или немецкий легкоатлет Карл «Луц» Лонг (Давид Кросс), главный соперник Оуэнса, который не просто благородно ведет себя на состязаниях, но и проявляет пренебрежение к нацистской идеологии, показывая, что спортивная солидарность выше политики и расовых предрассудков (это стоило реальному Лонгу жизни: несмотря на спортивные достижения, он был отправлен на фронт).
«Сила воли» могла бы поставить остроактуальные вопросы отношений спорта и политики, но Стивен Хопкинс касается этой темы крайне осторожно. Он избегает любых резкостей, стремится сгладить все противоречия и снимает кино аккуратное и безобидное, в котором политика всего лишь декорация для истории о замечательных достижениях замечательных людей, идущих к победе несмотря ни на что. Благонамеренность тут напрочь убивает драму, конфликт и суть вопросов, о которых формально идет речь.