В фильме «Голограмма для короля» Том Хэнкс находит счастье в Саудовской Аравии

Картина Тома Тыквера сделана в жанре путеводителя по дружелюбному Ближнему Востоку
Потерянный герой Тома Хэнкса находит себя в пустыне
Потерянный герой Тома Хэнкса находит себя в пустыне / outnow.ch

Том Хэнкс все время падает со стула. В «Голограмме для короля» он играет потерянного американца в стране чудес, а потерянные люди неловки. Герой Хэнкса разведен, ему нечем платить за образование дочери, он загубил хороший бизнес по продаже велосипедов, приняв решение перенести производство в Китай (а китайцы, освоив технологию, наладили выпуск дешевых подделок). А на спине у него растет шишка, которую герой и считает причиной всех своих проблем. Но вместо того, чтобы пойти к врачу, летит в Саудовскую Аравию продавать королю технологию голографической связи, создающей иллюзию, что собеседники по видеочату находятся в одном помещении. Хотя не так уж важно, что именно продает герой Хэнкса – велосипеды или IT-продукт. Его дело – продать. И как раз с этим у него проблемы. И не только с этим.

От себя не убежишь, но и найти себя можно где угодно. Эта мысль словно бы написана крупными буквами в углу экрана. Кажется, если спросить режиссера Тома Тыквера, считает ли он зрителей идиотами, Тыквер, не задумываясь, радостно ответит: «Да!»

Так, не задумываясь, отвечает герой Хэнкса на серьезный вопрос своего веселого шофера, приедет ли американский друг его поддержать, если он решит затеять в Саудовской Аравии демократическую революцию: «Я против военного вмешательства, но сам лично, конечно, приеду».

Стыда нет

Писатель Дейв Эггерс, чей роман экранизировал Том Тыквер, получил известность после публикации автобиографической книги «Душераздирающее творение ошеломляющего гения», которая была в 2001 г. номинирована на Пулитцеровскую премию. Эггерса даже объявили «Сэлинджером поколения Икс». А в 2004 г. выяснилось, что Эггерс анонимно писал восторженные рецензии на собственные произведения на сайтах онлайн-магазинов вроде Amazon.

Немец Том Тыквер прославился в конце 1990-х энергичной картиной «Беги, Лола, беги», в середине нулевых сделал спорную экранизацию «Парфюмера» Зюскинда, а в 2012 г. помог Вачовским (на тот момент брату и сестре) с циклопическим проектом «Облачный атлас», где Том Хэнкс играл примерно половину ролей. «Голограмма для короля» выглядит как дружеское продолжение встречи актера и режиссера. Это светлое, жизнерадостное кино, занятое энергичным утверждением банальностей и лишенное не только творческих, но и коммерческих амбиций (в Северной Америке фильм стартовал на 401 экране и собрал за 17 дней $3,42 млн – для картины с Хэнксом сущая мелочь). Это, наконец, просто отпуск на Ближнем Востоке, где можно снимать не только триллеры про спецоперации ЦРУ (шутка про ЦРУ в «Голограмме», разумеется, есть).

Арабский мир Тыквер показывает как слегка безумный, но обаятельный. Веселый шофер делится с Хэнксом опасением, что машину могут заминировать. Нет-нет, дело не в террористах, просто у него флирт с молодой женой богатого человека. В Мекку немусульманину нельзя, но если уж приехали, то можно. Алкоголь запрещен, но достать не проблема. Опоздать никуда невозможно, потому что все дела делаются (точнее, не делаются) в зависимости от того, когда приедет король, а когда он приедет, никто не знает. И так не только с королем. Хэнкс три дня не может застать в офисе контактное лицо, которое должно обеспечить прибывшей с ним команде IT-специалистов базовые условия для работы: интернет, кондиционер, доставку еды. А офис расположен посреди пустыни, где скоро по королевскому велению должен вырасти город-сад, но в проект никто не верит. Комические недоразумения подстерегают американца на каждом шагу, все идет не так, но в итоге проблемы разрешаются сами собой, если, например, про них просто забыть. Отпустить, расслабиться по примеру местного населения. Сходить к доктору, влюбиться, наконец.

Но европеец Том Тыквер, экранизируя роман американца Дейва Эггерса, акцентирует не столько различия, сколько сходства. Его взгляд добродушен и снисходителен. Словно бы в другом углу экрана крупными буквами написано: «Ну надо же, арабы тоже люди». Неловко получается. Как будто это не Том Хэнкс, а Том Тыквер все время падает со стула.

В прокате с 12 мая