Кинокомикс «Первый мститель: Противостояние» поделит зрителей на два лагеря
Одни пойдут на главную премьеру майских выходных болеть за Капитана Америку, другие – за Железного человекаПервый мститель: Противостояние» – не просто сиквел, это три сиквела сразу. По сути, одновременно «Первый мститель – 3», «Мстители-3» и «Железный человек – 4». Главные (и совершенно равноправные) герои здесь – Капитан Америка и Тони Старк. На вторых ролях – Черная вдова, Ястребиный глаз, Зимний солдат, Сокол, Воитель, Черная пантера, Алая ведьма, Человек-муравей и Человек-паук. И вообразите: они делятся на две команды и дерутся друг с другом. Вопрос, которым задавался герой старой книжки Льва Кассиля: «Если кит вдруг на слона налезет, кто кого сборет?» – на этом фоне, конечно, кажется совершенно ничтожным. А вот если Алая ведьма, владеющая телекинезом, применит свои умения против Человека-паука, способного выбрасывать из запястий липкую, мгновенно твердеющую слизь, кто победит? А если Человек-муравей, уменьшающийся до размеров насекомого (но обретающий при этом энергию живой пули) заберется в высокотехнологичный скафандр Железного человека и начнет его щекотать, чем все закончится?
Возможно, вы от всего этого страшно далеки. Возможно, на этом месте вы уже перестали что бы то ни было понимать в рецензии и только содрогаетесь от мысли об этаком зверинце. Ну что ж, значит, свой миллиард долларов в прокате новый «Первый мститель» будет зарабатывать без вас. А сборы в миллиард ему почти гарантированы: вселенная «Мстителей», придуманная несколько десятилетий назад в издательстве Marvel, давно разрослась до масштабов, хочется сказать – «скандинавской мифологии», но на самом деле скандинавскую мифологию этот левиафан давно уже успел поглотить и переварить, заставив северных богов орудовать на просторах США. И поклонников у Одина и Тора – как и их современных, владеющих высокими технологиями друзей – теперь едва ли не больше, чем в Средние века.
Ну ладно, Бог с ними, с богами: чтобы не усложнять, оставим Тора в стороне, все равно ему места в новом фильме не нашлось. Герой здесь – Стив Роджерс, хилый паренек из Бруклина, который в 1940-е благодаря научному эксперименту стал сверхчеловеком, получил прозвище Капитан Америка и отправился сражаться с фашистами. У него был лучший друг Бакки Барнс (Себастиан Стэн), который в ходе этой борьбы погиб. А сам Капитан Америка вскоре замерз во льдах, выполняя особенно ответственную миссию, и разморозился лишь в наше время. И выяснил, что Бакки Барнс на самом деле не умер, а был зомбирован силами зла и стал наемным убийцей по кличке Зимний солдат. Бросить его в таком положении Капитан Америка не может, хоть Бакки давно не просит его о помощи, а, наоборот, сверкает злобным взглядом и норовит при любой возможности прикончить. При этом Капитан Америка давно уже вошел в команду супергероев, именующую себя мстителями, и этим мстителям резко не нравится, что Кэп носится с каким-то недобитым киллером, у которого мозги набекрень; особенно это не нравится Тони Старку, известному всей Америке как Железный человек. У мстителей все больше проблем с правительством (где их, плохо контролируемых, начинают откровенно бояться). Тони Старк на стороне правительства, он хочет выдать властям Зимнего солдата, которого обвиняют в совершении эпического теракта. А Капитан Америка намерен любой ценой защищать друга. У каждого набирается свое маленькое, но очень эффективное войско, и постепенно между супергероями разворачивается гражданская война в миниатюре.
Железный жадина
Железному человеку изначально отводилась в фильме сравнительно небольшая роль. Но Роберт Дауни-мл. настоял на том, чтобы она была расширена. Что означало куда больший гонорар: по некоторым оценкам, $40 млн с лишним. Это повлекло за собой скандал на студии Marvel. Чтобы урезонить актера, Железного человека хотели вообще вычеркнуть из сценария, но, поразмыслив, решили все-таки оставить героя, расширить и дополнить роль и заплатить Дауни-мл., сколько он хочет. Только что стало известно, что Дауни-мл. подписал контракт на участие в фильме «Человек-паук: возвращение домой», который выйдет в следующем году: его персонаж станет наставником Человека-паука, которого вновь сыграет Том Холланд.
К третьему фильму о Капитане Америка трудно отделаться от мысли, что он все-таки самый приятный персонаж в марвеловской вселенной – самый честный, самый искренний, самый правильный (в старомодном смысле слова). В нем совсем нет цинизма и очень мало уныния, что делает его героем по нынешним временам прямо-таки экзотическим. Его главный супергеройский атрибут – не оружие, а щит. Он умудряется до последнего хранить верность любимой девушке, несмотря на то что она, в отличие от него, доживает до наших дней дряхлой старушкой. Он всерьез живет по принципу «Сам погибай, а товарища выручай». И Крис Эванс – идеальный исполнитель этой роли. Было мудрым решением столкнуть Капитана с Железным человеком (столь же снайперски выбранный в свое время Роберт Дауни-мл.), персонажем холеричным, ироничным и прагматичным.
Среди новых персонажей, выведенных в фильме, Черная пантера в исполнении Чедвика Боузмана (это наследник короля вымышленной африканской страны Ваканды, переодевающийся в кошачий костюм и выпускающий когти из металла вибраниума, который добывается только на его родине) и, разумеется, Человек-паук в исполнении Тома Холланда. Он уже третий актер, который за последние годы воплощает на экране образ Спайдермена, и ему эта роль идет куда больше, чем Тоби Магуайеру и Эндрю Гарфилду. На самом деле это огромное облегчение – после торжественных, длинных и унылых фильмов про Человека-паука (вообще-то школьника), где его играли тридцатилетние актеры и где он задавался почти гамлетовскими вопросами, наконец увидеть в роли Спайди 19-летнего парня, который выглядит на 16 (а думает его герой как 14-летний). До продюсеров студии Marvel наконец доходит, что Человек-паук – скорее комический, а не трагический персонаж: подростки – это смешно, особенно когда они пытаются быть серьезными. «Скажите, вы не смотрели фильм «Империя наносит ответный удар?» – спрашивает Спайдермен противника перед тем, как применить против него прием из «Звездных войн». И это более трогательно, чем все потуги Магуайера показать сложный внутренний мир героя путем выпучивания глаз.
В заслугу режиссерам «Противостояния», братьям Энтони и Джеймсу Руссо, хочется поставить легкость, с которой они оперируют всеми своими разноцветными суперчеловечками. Теоретически в этой пестрой толпе каждый может оказаться не персонажем, а ходячим костюмом, и при этом каждый может перетянуть на себя одеяло, но всем находится законное и логичное место. И кроме брызг паутины, бесконечных взрывов и красивых стремительных машин в этом фильме все-таки есть мысли – например, о том, что надо уметь прощать врагов, верить друзьям и сдерживать свой гнев. Да, все это уже давно (тысячелетия как) общие места. Но это ведь не значит, что эти мысли неверны или что их не надо внятно артикулировать. Все зависит от упаковки, а упаковывают их братья Руссо ничуть не менее эффектно, чем многочисленных персонажей.
Автор – специальный корреспондент «Комсомольской правды»
В широком прокате с 5 мая