Закончился второй сезон сериала «Лучше звоните Солу»

Он не стал новым «Во все тяжкие», хотя и рассказывает предысторию одного из героев этого суперуспешного шоу
Новый сериал не эксплуатирует успех старого
Новый сериал не эксплуатирует успех старого / KINOPOISK.RU

В 2013 г. телезрители попрощались с Уолтером Уайтом, главным героем шоу «Во все тяжкие» – симпатичным, но забитым учителем химии, который, получив диагноз «рак», по собственному выражению, «проснулся», соорудил подпольную лабораторию и в считанные месяцы стал метамфетаминовым королем американского юга (да и вообще жутким типом). «Во все тяжкие» попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый высокорейтинговый сериал, а Уайт – в галерею самых ярких и узнаваемых персонажей поп-культуры. В прошлом году создатель сериала Винс Гиллиган и примкнувший к нему Питер Гулд запустили новый проект – предысторию одного из главных персонажей, проходимца-адвоката Сола Гудмана. В оригинальном шоу Гудман в основном занимался отмыванием наркоденег Уайта, но славился умением кого угодно вытащить из тюрьмы и вообще решить любую проблему.

За шесть лет до событий «Во все тяжкие» помолодевший герой в исполнении того же Боба Оденкёрка не только носит другое имя – Джимми Макгилл, но и впечатление производит иное: пока это трудолюбивый честный парень, хоть и с сомнительным прошлым, но мечтающий стать уважаемым юристом. Во всяком случае, таким мы увидели его в первом сезоне. Там он лез из кожи вон, чтобы снискать уважение старшего брата Чака – знаменитого адвоката, приостановившего практику из-за экзотической болезни. Год назад мы оставили Джимми наедине с ужасным открытием: оказалось, Чак тихонько тормозил его карьеру, свято веря, что бывший мошенник недостоин заниматься юриспруденцией. Новый сезон освободил героя от авторитета брата и позволил ему сделать желанный шаг наверх: младший Макгилл наконец-то получил работу в известной фирме. Но мы-то знаем, что это ненадолго.

Заявленная преемственность с популярным шоу вот уже второй год не дает покоя зрителям «Сола», которые ждут еще один «Во все тяжкие». Пока что им приходится довольствоваться встречами с уже знакомыми второстепенными лицами и теми редкими сценами, в которых воскресает приключенческий дух оригинала (например, виртуозно срежиссированным эпизодом ограбления грузовика). Как бы фанатам ни хотелось (а с другой стороны – к счастью), «Лучше звоните Солу» – это не «Во все тяжкие». Для продюсеров шоу Гиллигана и Гулда эксплуатировать успех старого сериала – просто не тот уровень, так что в новом проекте творческие задачи превалируют над коммерческими. Рифмы между двумя проектами возникают на более тонком смысловом уровне: история Сола – Джимми, как и история Уолтера Уайта, рассказывает о неординарной личности, чьими ресурсами социум не сумел распорядиться. Разница в том, что Уайт к моменту нашего с ним знакомства уже не мечтает реализовать себя общественно приемлемым способом, а Джимми Макгилл расстался с этой надеждой только теперь, к финалу второго сезона.

Превращение школьного учителя Уолтера Уайта в торговца метамфетамином по кличке Хайзенберг состоялось главным образом потому, что Уайт, с его задатками гениального химика, просто не был нужен обществу в этом качестве. Характерно, что преступный мир знает его под именем ученого-нобелианта – эдакая сублимация наоборот: энергия перенаправлена с высокой цели на низкую. Согласно новому сериалу комичный помощник Уайта Сол Гудман стал защищать интересы наркоторговцев по той же причине: не найдя себе места в системе.

Нет причин сомневаться, что Джимми, он же Сол, – способный юрист, но в чем ему нет равных, так это в рекламе (в конце концов, название сериала – не что иное, как будущий слоган Сола Гудмана). В его арсенале не только исключительный дар убеждения, но и тонкое знание аудитории. Чтобы заполучить как можно больше клиентов-пенсионеров для коллективного иска, Джимми начинает невероятно успешную рекламную кампанию и приводит в ярость своего босса, который питает отвращение к «несолидным» методам нового сотрудника. Однако в финальной серии сезона будущий Гудман дает в эфир еще одну рекламу, куда более бессовестную, но не как партнер престижной «Дэвис и Мэйн», а как владелец частной практики. Будет ли он когда-нибудь еще играть по правилам – вопрос, отныне окончательно закрытый: Джимми уже нашел собственный метамфетамин. Невостребованность таланта, невозможность использовать свои сильные стороны заставляет его порвать с миром дорогих костюмов и больших сделок и – в перспективе – стать тем, кого мы знаем по первому сериалу.