Музей Анатолия Зверева открыл выставку «Красавицы столетий»
Женские портреты особенно удавались художникуАнатолий Зверев писал много и быстро, его умение за минуты сделать эффектный рисунок или узнаваемый портрет вошло в легенду. Женщин он изображал, кажется, чаще, чем мужчин, зверей или пейзажи. И конечно, только красивых, потому что вокруг художников только красавицы и собираются. Из массы написанных и нарисованных Зверевым женских лиц и головок куратор выставки Полина Лобачевская выбрала 53 очень хорошие работы. Буквально каждая радует и удивляет, при этом ранние, достаточно традиционные, не менее хороши и воздушны, чем поздние, экспрессивные, нарочито небрежные. Лобачевская не скрывает, что не все в наследии художника равнозначно, есть вещи и неудачные, но выбор все равно был велик.
Выставка расположена на трех этажах этого камерного музея. На первом – только 10 рисунков черной тушью или гуашью, демонстрация выразительности и стремительности линии, на третьем – столько же цветных графических портретов, изображенные на них дамы оставили воспоминания о встречах с художником. Здесь же большой экран, где идет подготовленный к выставке фильм, – так принято в этом музее. Чтобы выставка была не просто показом работ, а чем-то сложносочиненным, с массой сопутствующих материалов. На этот раз фильм короткий и крупное экранное изображение не стремится одержать победу над оригиналами, скромными по размеру.
Больше красавиц
К выставке выпущен альбом «Красавицы столетий. 100 женских портретов Анатолия Зверева», а модный дизайнер Игорь Чапурин сделал по случаю футболку и платок, они продаются в музейном магазине.
Основная и самая большая часть экспозиции расположена на втором этаже, где все портреты – виртуозные, эффектные, нежные – условно сгруппированы по стилю. Между ними опять же экраны с репродукциями картин великих художников, в чьей манере как будто бы в этот момент работал Зверев. Решение довольно спорное: экранное воспроизведение и натуральная работа смотрятся рядом как живой пес и искусное чучело собаки, да и сравнение советских красавиц с дамами и девами, написанными Дюрером, Веласкесом, Ренуаром, Кокошкой или Модильяни, кажется не всегда уместным и в пользу Зверева. Получается, что он работал в стилях, а не сам по себе, что в общем-то отчасти и правда – его манера пережила эволюцию, он сознательно отходил от всякого рода академизма и реализма, – но все же его почерк всегда узнаваем, вполне уникален. Так что, может быть, куратором тут выбран не самый удачный предлог продемонстрировать знание истории искусства.
Да, еще на выставке много цитат из речей и писаний художника, человека остроумного и легко рифмующего слова. Одно из крылатых его обращений к встреченным красавицам: «Садись, детуля, я тебя увековечу!» – стало лейтмотивом выставки.
«Красавицы столетий» – третий проект в Музее Зверева, который открылся всего год назад в небольшом, но прекрасно отделанном доме. Понятно желание его основателей Наталии Опалевой и Полины Лобачевской не жалеть ни сил, ни средств, чтобы сделать в нем нечто экстраординарное. Но дело в том, что Зверев и сам по себе художник достаточно эксцентричный, и жизнь его заурядной не назовешь. Возможно, спокойная традиционная экспозиция, с банальными подписями под работами и сведениями о моделях, в данном случае была бы и не скучна, и уместна.