Музей Анатолия Зверева открыл выставку «Красавицы столетий»
Женские портреты особенно удавались художнику
Анатолий Зверев писал много и быстро, его умение за минуты сделать эффектный рисунок или узнаваемый портрет вошло в легенду. Женщин он изображал, кажется, чаще, чем мужчин, зверей или пейзажи. И конечно, только красивых, потому что вокруг художников только красавицы и собираются. Из массы написанных и нарисованных Зверевым женских лиц и головок куратор выставки Полина Лобачевская выбрала 53 очень хорошие работы. Буквально каждая радует и удивляет, при этом ранние, достаточно традиционные, не менее хороши и воздушны, чем поздние, экспрессивные, нарочито небрежные. Лобачевская не скрывает, что не все в наследии художника равнозначно, есть вещи и неудачные, но выбор все равно был велик.
Выставка расположена на трех этажах этого камерного музея. На первом – только 10 рисунков черной тушью или гуашью, демонстрация выразительности и стремительности линии, на третьем – столько же цветных графических портретов, изображенные на них дамы оставили воспоминания о встречах с художником. Здесь же большой экран, где идет подготовленный к выставке фильм, – так принято в этом музее. Чтобы выставка была не просто показом работ, а чем-то сложносочиненным, с массой сопутствующих материалов. На этот раз фильм короткий и крупное экранное изображение не стремится одержать победу над оригиналами, скромными по размеру.
Больше красавиц
К выставке выпущен альбом «Красавицы столетий. 100 женских портретов Анатолия Зверева», а модный дизайнер Игорь Чапурин сделал по случаю футболку и платок, они продаются в музейном магазине.
Основная и самая большая часть экспозиции расположена на втором этаже, где все портреты – виртуозные, эффектные, нежные – условно сгруппированы по стилю. Между ними опять же экраны с репродукциями картин великих художников, в чьей манере как будто бы в этот момент работал Зверев. Решение довольно спорное: экранное воспроизведение и натуральная работа смотрятся рядом как живой пес и искусное чучело собаки, да и сравнение советских красавиц с дамами и девами, написанными Дюрером, Веласкесом, Ренуаром, Кокошкой или Модильяни, кажется не всегда уместным и в пользу Зверева. Получается, что он работал в стилях, а не сам по себе, что в общем-то отчасти и правда – его манера пережила эволюцию, он сознательно отходил от всякого рода академизма и реализма, – но все же его почерк всегда узнаваем, вполне уникален. Так что, может быть, куратором тут выбран не самый удачный предлог продемонстрировать знание истории искусства.

Выставка «Красавицы столетий» в музее Анатолия Зверева
Да, еще на выставке много цитат из речей и писаний художника, человека остроумного и легко рифмующего слова. Одно из крылатых его обращений к встреченным красавицам: «Садись, детуля, я тебя увековечу!» – стало лейтмотивом выставки.
«Красавицы столетий» – третий проект в Музее Зверева, который открылся всего год назад в небольшом, но прекрасно отделанном доме. Понятно желание его основателей Наталии Опалевой и Полины Лобачевской не жалеть ни сил, ни средств, чтобы сделать в нем нечто экстраординарное. Но дело в том, что Зверев и сам по себе художник достаточно эксцентричный, и жизнь его заурядной не назовешь. Возможно, спокойная традиционная экспозиция, с банальными подписями под работами и сведениями о моделях, в данном случае была бы и не скучна, и уместна.