В Суздале завершился XXI Открытый Российский фестиваль анимационного кино
Программа показала, что жанр продолжает удивлять и развиватьсяНаграды нынешнего суздальского фестиваля в разделе авторской анимации ложились кучно, как в тире, так что сразу было ясно, кто главные фавориты нынешнего смотра. К тому же удивительным образом решения жюри совпали с традиционным профессиональным рейтингом участников фестиваля – это редко бывает и тоже говорит о том, что лидеры этого года были безусловны, а жюри не стремилось соблюсти политес и размазать награды ровным слоем по максимальному числу участников.
Пожалуй, главным фаворитом фестиваля оказался фильм Антона Дьякова «Питон и сторож» – смешная и трогательная история о сбежавшем из зоопарка питоне и уволенном за это молчаливом стороже. Питон смотрит взглядом собаки, жарит приятелю яичницу и мечтает уехать на юг. Мрачный сторож спит на раскладушке, покупает на последние медяки пиво и помогает питону осуществить мечту. В общем, это отлично придуманное и обаятельно нарисованное «народное кино», которое просто обречено нравиться всем и стоит того. Недаром кроме спецприза жюри Дьяков получил приз критики, первое (с большим отрывом) место фестивального рейтинга и зрительскую награду «Открытой премьеры», которую вручают по результатам показа суздальской программы по всей России.
Другой важный фильм фестиваля, получивший второй спецприз жюри, а также престижный «Приз мэтров», – кукольная «Кукушка» Дины Великовской, печальное кино, где в темном нищем мире кукушка, закутанная в тряпье, поглощена и заворожена лишь солнцем, а вылупившийся кукушонок совершенно не входит в ее планы. Это очень материнская история с чувством вины за то, что у тебя есть мечта, которая отвлекает тебя от ребенка, с любовью и беспокойством об этом малыше, ставшем нежданной помехой жизни, и с пониманием, что ребенок может оказаться иным, чем ты сам: кукушонок мечтает о луне.
Выбор Икара
Во время фестиваля были объявлены номинанты национальной анимационной премии «Икар» за 2015 г., которая будет вручаться во второй раз 8 апреля, в День российской анимации. Среди номинантов большей частью триумфаторы Суздаля, фильмы которых датированы прошлым годом: «До любви», «Питон и сторож», «Мама-цапля».
Из других фестивальных лидеров: получивший приз за лучший дебют кукольный фильм Георгия Богуславского «Корабли прошлых лет» – изумительно снятая кукольная история о старом капитане, которую парадоксальным образом можно назвать радостным фильмом о смерти. (Вообще оба эти фильма – «Кукушка» и «Корабли...», снятые на студии «Пчела», показывают, что у нас сегодня кукольное кино выходит на новый уровень и приобретает новое качество, что вполне соответствует мировым тенденциям.) Все полюбили две милые детские картины «Союзмультфильма»: «Маму-цаплю» Марины Карповой и «Морошку» дебютантки Полины Минченок. Ну и уже не в первый раз фаворитами фестиваля становятся фильмы Натальи Чернышевой, которую сегодня можно считать самой молодой звездой нашей анимации. В этом году у нее было целых две работы в конкурсе, приз за лучший студенческий фильм получила ее картина «Два друга», сделанная во французской киношколе La Poudriere, а снятая в России «Паутинка» взяла диплом за дебют. Обе очень остроумные и весьма острые для детского кино.
Но главным магнитом Суздаля этого года был новый фильм Игоря Ковалева «До любви», а сам режиссер улетел на фестиваль в Утрехт (Голландия), где одновременно с Суздалем ждали мировую премьеру этой картины. До Суздаля фильма Ковалева почти никто не видел, и ожидания были очень высокими. Тут надо знать, что Ковалев (ближайший друг и соратник Александра Татарского, создавший с ним вместе и самые знаменитые фильмы вроде «Пластилиновой вороны», и студию «Пилот», а потом ушедший в бескомпромиссно авторскую анимацию) с начала 90-х гг. жил и работал в США. Он вернулся в Россию всего несколько лет назад, так что «До любви» – его первый за последние 25 лет российский фильм. И это тоже накаляло ожидания: Ковалев – одна из главных мировых звезд сложной авторской анимации, задающей этому искусству критерии, режиссеров такого уровня и вообще немного, а у нас в стране почти нет. Свой последний фильм «Молоко» он снял 10 лет назад в Америке, и понятно, что теперь «До любви», снятый на бекмамбетовской студии Bazelevs, ждут все мировые фестивали авторской анимации. В общем, после прошлогоднего фестивального триумфа «Мы не можем жить без космоса» надежды на успех нового фильма Ковалева очень велики – хочется же чем-то гордиться.
Ковалев снял очень непривычное для себя кино – внятно сюжетное (раньше было непросто рассказать, что именно происходит в его фильмах) и невероятно красивое, полное воздуха и света (художник Дима Маланичев). История троих, в которой есть измена, ревность и кровь, снята как насыщенный деталями игровой фильм со сложным и очень необычным для анимации киноязыком. Так получается, что больше всего беспокоит зрителя и заставляет спорить об этом фильме именно напряжение, которое возникает в разрыве между способом рассказа игрового кино и гротескными, почти условными персонажами. Остается сказать, что фильм Ковалева получил в Суздале Гран-при, а на церемонии награждения пришло известие, что в то же время «До любви» получил Гран-при в Утрехте.
Суздаль