В боевике «Падение Лондона» Лондон упал на Вашингтон

Фильм с упоением пересказывает вечную историю о спасении президента США
И охраннику (Джерард Батлер, справа), и президенту (Аарон Экхарт) нужна хорошая физическая форма/ outnow.ch

Они вместе бегают по утрам. «Президентская гонка в разгаре», – привычно шутит телохранитель Майк (Джерард Батлер). Президент США (Аарон Экхарт) привычно усмехается. Тренировки им пригодятся. Весь фильм «Падение Лондона» – это президентская гонка в разгаре. За президентом США гонятся террористы. Они хотят его убить. Потому что остальных президентов они уже убили. Или премьер-министров. Или канцлеров. Лидеров мировых держав. Человек пять или семь, кто этих европейцев считает. Кошмар случился в Лондоне на похоронах премьера Великобритании. Президент России на всякий случай не приехал.

Кино про масштабные атаки против человечества вообще и президента США в частности бывает двух типов. В первом, фантастическом, на оплот свободы и демократии покушаются инопланетяне, похитители тел, помидоры-убийцы. Во втором, условно реалистическом, действуют бородатые террористы с Ближнего Востока и выдуманные события имеют хотя бы отдаленное отношение к геополитической обстановке. «Падение Лондона» не относится ни к первому, ни ко второму типу. Или, напротив, имеет признаки того и другого.

С одной стороны, тут есть бородатые террористы с Ближнего Востока (хотя некоторые побрились). И помимо цели уничтожить западную цивилизацию у них есть мотив личной мести: два года назад наведенный на главного злодея натовский беспилотник разбомбил свадьбу его дочери, но злодей остался жив.

Судьба президента

Нетривиальный способ спасения президента США недавно придумал финн Ялмари Хеландер. В его фильме «Большая игра» президент (в исполнении Сэмюэля Л. Джексона) упал в финскую тайгу и выжил только благодаря смекалистости маленького чухонца, который отправился на первую в жизни самостоятельную охоту. Но вообще-то президента США удается не всегда спасти даже Роланду Эммериху: в фильме-катастрофе «2012» он убил президента с восхитительным оперным размахом, уронив на него авианосец «Дж. Ф. Кеннеди».

С другой стороны, когда по делегациям мировых лидеров открывает огонь лондонская полиция и даже королевская гвардия, это типичное вторжение похитителей тел. Они кругом, среди нас, похожи на нас, но они Другие! Куда бежать, непонятно. А когда режиссер Бабак Наджафи (родом, заметим, из Тегерана) начинает с упоением взрывать лондонские достопримечательности, невозможно не вспомнить «День независимости» главного голливудского экспата-патриота Роланда Эммериха, которому тоже, конечно, все равно, от кого спасать американского президента – от террористов или инопланетян, лишь бы в кадре была поверженная статуя Свободы.

Надо ли знать, что «Падение Лондона» – сиквел «Падения Олимпа», в котором северокорейские террористы разносили Белый дом, но Батлер-телохранитель спасал-таки Экхарта-президента? Да, в общем, не надо, ведь эта история – вечная. Сюжетов всего четыре, считал Хорхе Луис Борхес. И один из них – о спасении президента США.

Поэтому вопрос не в интриге. Упоение – вот что в «Падении Лондона» важнее всего. Когда террористы-мотоциклисты, несущиеся по лондонским улицам за президентским «рейндж-ровером», десятками врезаются во что попало, а самому настырному дюжий Джерард Батлер буквально отрывает голову, это уже не погоня, а дионисийская оргия. Когда на месте расстрела канцлера Германии показывают крупным планом окровавленный цветок, подаренный канцлеру девочкой несколько минут назад, это настолько бессовестно, что весь дальнейший режиссерский цинизм воспринимается как должное. Когда Батлер режет ножом очередного мнимого полицейского, он делает это не только ради пользы дела («Кто тебя послал?»), но с каким-то прямо восторгом, который передается даже президенту, разумеется, не одобряющему подобные методы допроса, но способному, как шутит телохранитель, на каминг-аут – в смысле выйти из кабинета и лично вышибить кому-нибудь мозги (о, это золотое клише фильмов о спасении президентов!).

Главное – не сбавлять темп, не жалеть патронов, трупы не считать. Телохранитель Майк в одиночку заменяет триста спартанцев. Отдыхай, спецназ. Когда скажу, нажмите кнопку. Бежим, мистер президент! Дави, дави помидоров-убийц!

В прокате с 16 марта