В Ханты-Мансийске прошел четырнадцатый фестиваль кинодебютов «Дух огня»
Он навел мосты между Исландией, Абхазией и ГватемалойНакануне открытия фестиваля нефтяная столица нарядилась в многочисленные билборды и растяжки, сообщавшие крупным шрифтом, что «город ждет большое кино». Легкомысленная кинематографическая рифма с городом из «Бриллиантовой руки», который пил коктейли пряные и ждал новостей, пока попугай грозил загадочно пальмовой веточкой, вряд ли имелась авторами слогана в виду. Хотя взмах этой веточки пригнал-таки в Сибирь с Лазурного побережья два заметных прошлогодних каннских фильма: китайский любовный роман «И горы сдвигаются с места» Цзя Чжанкэ и изысканного тайваньского «Убийцу» (его автор Хоу Сяосянь взял в Каннах приз за режиссуру). Оба они вошли в программу фильмов стран БРИКС, все шесть участников которой оправдывали городские ожидания, размноженные уличной рекламой.
Надо сказать, огневой фестивальный дух, особенно в сравнении с весельем прошлых лет, особой горячностью в этом году не отличался, что и неудивительно для зависимых от барреля земель. Однако с большим кино – усилиями главного отборщика Петра Шепотинника – все обстояло очень недурно. Иными словами, город своего дождался. Именитые фильмы из актуальной «сборной мира» попали не только в информационные секции, куда их зазвать, как правило, бывает легче, но и в международный конкурс. Другое дело, что большое конкурсное кино скромно ютилось в малом зале фестивального дворца, безропотно уступив главный зал отечественным дебютам, пускай некоторые из них не годились иностранным соседям по дворцу и в подметки. Но тут уж ничего не попишешь: такова местная, полтора десятилетия крепнувшая традиция, так воспитан и настроен здешний зритель. А тут еще и новейшие социальные обстоятельства, усиленные звоном по случаю года российского кино, который непонятно чем это кино поддерживает, но с большой помпой. В общем, неудивительно, что, к примеру, у «Гостя» Дениса Родимина был шанс собрать на свой показ сотни гостей-зрителей, а исландские «Воробьи», победившие в престижном Сан-Себастьяне, могли рассчитывать на десяток-другой голов.
Другие выборы
Победителя в российском конкурсе «Духа огня» выбирают зрители, и на этот раз им стала полярная драма Филиппа Абрютина «Трагедия в бухте Роджерс». Актерское жюри во главе с Аллой Демидовой присудило награды Егору Корешкову («Параллельные прямые пересекаются в бесконечности») и Наталье Кудряшовой, сыгравшей главную роль в своем фильме «Пионеры-герои», причем Корешков победил в Ханты-Мансийске второй год подряд. Самой же Алле Демидовой на открытии фестиваля вручили приз «За вклад в мировой кинематограф».
Ограниченные возможности в борьбе за город, ждавший большое кино, не помешали «Воробьям» покорить жюри, возглавляемое испанкой Изабель Койшетт (ее режиссерский класс стал понятен всем любопытствующим после знакомства с экспрессивным, выполненным уверенной рукой документальным наброском «Арал. Потерянное море»). По-северному скупой в средствах, живой и тонкий фильм Рунара Рунаррсона о столичном мальчишке, приехавшем к отцу на захолустный фьорд и узнающем взрослый мир с разных, в том числе и прежде запретных, сторон, взял Гран-при «Золотая тайга» и 300 000 руб. в придачу.
«Воробьи» – второй полный метр Рунаррсона. Первый, тоже успешный, назывался «Вулкан», и занятно, что «Серебряная тайга» и, соответственно, 200 000 руб. достались его почти тезке, «Вулкану Ишканул» гватемальского режиссера Хайро Бустаманте. Героиня этого фильма, названного в честь одного из тамошних действующих вулканов, – юная провинциалка, грезящая огнями большого города. Воображаемые огни улыбаются ей гораздо сильнее, чем в реальности – перспектива скорого замужества, к которому вынуждают правила местной жизни. Сойти с предначертанной жизненной колеи можно, но, увы, не бесплатно.
Самую высокую и несправедливую цену за взросление платит в драме «Мост» десятилетний абхазский мальчишка, живущий с больным отцом в глухой деревеньке, которая слышит лишь неумолчный гул войны, и вместе с ним зарабатывающий себе тяжелым трудом на скудное существование. В суровом и нежном фильме Наура Гармелии цвета приглушены, слов почти нет, чувствам не дана воля – они упрятаны глубоко внутрь. Если поначалу природа и нравы Абхазии представляются неожиданным выбором киностудии «Ленфильм», которая произвела эту отличную картину, то вскоре становится ясно, что «Мост» опирается на художественные принципы именно «ленинградской школы», давно, казалось бы, переставшей плодоносить – а вот поди ж ты. «Мосту» присудили «Бронзовую тайгу» и 100 000 руб.
Финансовая составляющая призов скромна (особенно для иностранных лауреатов, имеющих дело с курсом рубля), но на фестивале главное – не заработки, а победа. И еще – красота вердикта интернационального по составу жюри, охватившего столь далекие друг от друга территории, как Исландия, Абхазия и Гватемала, и не изменившего своему интересу к простой истории о взрывах, потерях и обретениях, круто меняющих жизнь неприметных, как воробьи, людей.