Ирина Затуловская показала короткие портреты художников
Ее выставка «Обратная перспектива» открылась в Третьяковской галерееВыставка Ирины Затуловской «Обратная перспектива» открыта в зале спецпроектов Третьяковки на Крымском Валу. Хотя не вполне понятно, почему это спецпроект, а не, например, персональная выставка, поскольку Затуловская, безусловно, один из сильнейших и оригинальных русских художников нашего времени. Она любима музеями и коллекционерами, часто выставляется, но тем не менее стоит особняком, не вписываясь ни в академическое сообщество, хотя ее работы опираются на традицию, ни в круг отечественной ветки современного искусства – для него она излишне радикальна и сама по себе.
«Обратная перспектива» представляет новую серию, посвященную художникам, она включает и не выставлявшиеся, и давно сделанные вещи. Десять лет назад в Музее архитектуры Затуловская показывала портреты писателей, внешне выставки похожи – тот же неопримитивистский минимализм, те же бросовые материалы (деревяшки, куски железа, филенки) и тот же по-детски кроткий пиетет перед великими. Не чуждый, впрочем, притворно робкого юмора. Затуловская немногословна, но умна и проницательна, по крайней мере в творчестве.
В новой серии больше насмешки, поскольку художники автору понятнее, чем писатели. Портрет Алексея Венецианова на филенке, расписанной народными розами, Владимир Татлин с бандурой больше себя на куске фанеры, Суриков в санях на белом снегу изображен на ржавой крышке от бочки – все ребусы легко отгадываются. Но если писатели узнавались по знакомым лицам, то художники – по произведениям: характерным приемам, любимому цвету, главным темам и образам.
Портреты Затуловской аналитические и субъективные. Узнаваемость не скрывает авторского отношения. Портрет Владимира Яковлева в виде цветочка с лицом художника пугающе трагичен, а Михаила Врубеля – гармоничен и спокоен и опознается исключительно благодаря полоскам цвета его «Сирени». Почему художники изображены так или иначе, интересно думать, вступая в диалог с автором, как будто Затуловская писала психологические портреты.
До 17 апреля