В российский прокат вышла драма «И грянул шторм»

Это старомодная картина о чудесном спасении моряков с тонущего судна
Отважные спасатели совершают Подвиг с большой буквы, как в былые времена
Отважные спасатели совершают Подвиг с большой буквы, как в былые времена / kinopoisk.ru

Крис Пайн, который раньше спасал города от взбесившегося поезда («Неуправляемый») и галактики от озверевших инопланетян («Стар Трек»), теперь спасает команду моряков из тридцати с лишним человек – и, надо отдать Пайну должное, по лицу актера не догадаться о его героическом кинопрошлом. Его Берни Уэббер – эталонный рохля и мямля, очень тихий и скромный, в перспективе – классический подкаблучник (по крайней мере, его девушке приходится брать инициативу в свои руки и первой спрашивать «Ты женишься на мне?» – а то от самого Берни подобного вопроса пришлось бы дожидаться годами). Но австралийский режиссер Крейг Гиллеспи полон решимости доказать, что в моменты опасности именно такие простые парни способны на Подвиг, что Долг превыше страха, что петь Славу можно только Храбрым. Да, с прописных букв. Да, очень внятно и очень четко, без лишних мудрствований и виньеток.

Восемнадцатое февраля 1952 года. На Восточное побережье США надвигается шторм, какого не вспомнят старожилы: в нескольких милях от берега ветер и волны умудряются буквально разломить пополам сразу два нефтяных танкера. К одному из них бросается хорошо оснащенная группа спасателей. К другому (с которого сигнал поступил чуть позже) – команда из четырех человек на небольшом деревянном катере. Преодолеть чудовищные волны на таком суденышке практически невозможно. Разумнее всего даже не пытаться бороться со штормом и вообще не выходить в море: чуть-чуть смухлевать, поплавать в бухте и быстро вернуться на берег. Иначе это просто откровенное самоубийство. Но рулевой Берни Уэббер (Крис Пайн) мухлевать не может: на танкере люди, они ждут помощи. И он со своей маленькой командой отправляется к ним.

Напомним, действие «И грянул шторм» разворачивается в 1952 г. И снята эта картина могла быть тогда же. Без компьютерных спецэффектов и 3D – но ровно с тем же сценарием, в котором не пришлось бы менять ни буквы, с теми же мизансценами, с такими же персонажами. Вообще, порой возникает ощущение, что именно в 1952-м сценарий и был написан, просто 60 лет спустя его откопали в пыльном студийном сейфе и ради прикола все-таки решили поставить. «И грянул шторм», который в оригинале называется «Звездные часы» (The Finest Hours), нарочито, вызывающе несовременен.

Туша танкера

Главный герой фильма, Берни Уэббер, прожил долгую жизнь и скончался в 2009 г. Еще один спасатель из небольшого экипажа катера, Энди Фицджеральд, жив до сих пор, ему сейчас 84 года. Он был на фильме (в котором его сыграл актер Кайл Галлнер) консультантом. Посмотрев «И грянул шторм» на премьере, он воскликнул: «Я и понятия не имел, что это было так опасно!» По его словам, операция была еще и не очень кинематографичной: в реальности спасатели практически ничего не могли рассмотреть за «непроницаемой стеной мокрого снега», пока не наткнулись в океане на «тушу севшего на мель танкера».

В этом подходе много не только старорежимно-голливудского, но и советского: одновременно с фильмами 50-х гг. «И грянул шторм» напоминает детские нравоучительные стихи и поэмы той же эпохи, публиковавшиеся в журналах «Костер» или «Пионер». Вообще, это, конечно, кино для среднего школьного возраста. Смешно, но в Штатах ему из-за «показа опасных ситуаций» присвоили рейтинг PG-13 – т. е. детей пускают лишь в сопровождении взрослого компаньона. А с другой стороны, только взрослый компаньон и сможет оторвать ребенка от компьютера или DVD с «Трансформерами» и затащить на этот простой, как топор, назидательный фильм.

Но, право, так ли ужасны опасности, демонстрируемые в картине? В реальной-то жизни, конечно, ужасны – а на экране шторм и волны в бушующем океане оборачиваются тоннами какого-то мутного компьютерного киселя, в зависимости от времени суток то белесого, то сизовато-черного: похоже, с 2000 г., когда Вольфганг Петерсен пытался поразить зрителей таким же киселем в «Идеальном шторме», революций в компьютерной графике не случилось. Крис Пайн, изображая страх, продирается сквозь весь этот нарисованный штурм унд дранг к той части танкера, которая еще не окончательно утонула – а на борту выжившие под управлением старшего ассистента инженера (Кейси Аффлек, еще один хороший актер, которому нечего играть, кроме усталости, хмурости и решимости) пытаются продержаться до прибытия помощи.

Как ни странно, лучше, чем персонажи-мужчины, в этом как бы мужском кино запоминается девушка главного героя – та самая, которая уверенно тащит его под венец (а потом понимает, что шторм может помешать ее планам). Героиня Холлидей Грейнджер изумительно уперта и решительна. Возникает ощущение, что персонажи, как в стихотворении Константина Симонова, и спасаются-то мистическим образом именно благодаря ей, приманивающей с берега удачу. Но и она не может спасти фильм, который выглядит опоздавшим на долгие десятилетия.

Автор – специальный корреспондент «Комсомольской правды»