В Госоркестре имени Светланова введена должность «композитора в резиденции»
Александр Вустин отметил вступление в нее мировой премьерой «Песни Лукерьи»Шеф Госоркестра Владимир Юровский назвал введение должности «композитора в резиденции» вехой в развитии подведомственного ему коллектива. В западных оркестрах фигура composer-in-residence общепринята, а вот из московских оркестров Госоркестр стал первым. Впрочем, не первым в России: Госоркестр Татарстана уже взял на аналогичную позицию молодого казанского композитора Эльмира Низамова.
Выбранный Юровским Александр Вустин (родился в 1943 г.) – один из ведущих композиторов своего поколения, представитель авангардного фланга. В течение года Госоркестр будет планомерно исполнять его старые и новые сочинения. К первому же в сезоне концерту Вустин успел написать новую, впрочем, очень короткую вещь – «Песню Лукерьи», созданную на основе записи, сделанной композитором в 1977-м в фольклорной экспедиции.
Многие черты нового опуса коренятся в музыке 1960–1970-х. К ним относятся претворение аутентичного фольклора – произведение звучит как циклопическая по фактуре обработка духовного стиха, причудливо сращенного с языческой колядкой. Другие узнаваемые приемы тех лет – использование магнитофонной пленки как части партитуры (с нее звучит голос деревенской исполнительницы), привлечение неакадемических исполнителей с микрофонами (эстафету у Лукерьи приняла эстрадная фолк-певица Наталья Борискова), отсылка к старой музыке (высокие трубы должны были отдаленно напомнить «Рождественскую ораторию» Баха), расширение роли ударных. Вместе с тем нынешнее высказывание композитора удивило праздничностью, бодрой ритмичностью и приподнятым мажором.
Юровский был прав, сказав, что Вустин растет из Стравинского, если он имел в виду языческого Стравинского «Весны священной» и «Свадебки». Но в программе того же вечера звучал совсем другой Стравинский – ретроспективный и ностальгический. Вдохновленный темами Чайковского балет «Поцелуй феи» соседствовал с, напротив, протомодернистской Второй сюитой Чайковского. Оба классика глядели навстречу друг другу, Чайковский – вперед, Стравинский – назад, условившись встретиться, к примеру, в 1911 г., на ярмарочной площади, изображенной в «Петрушке». Теперь на встречи классиков приглашен и современный композитор.