Фильм «В сердце моря» умалил кита
Режиссер Рон Ховард не демифологизировал историю Белого кита, а просто лишил ее величияКит нигде и повсюду, он молочный туман и белая стена, написал Чарльз Олсон в поэме «Зовите меня Измаил» (1947), названной по первой строчке романа Германа Мелвилла. Кита нельзя увидеть, ибо он абсолют, олицетворение надчеловеческого. Разве можно увидеть судьбу.
В фильме Рона Ховарда – пожалуйста: гигантский белый кит, весьма реалистично нарисованный мастерами спецэффектов, занимает много места на экране во всех смыслах, кроме главного – того, о котором говорят Мелвилл и Олсон. «В сердце моря» – экранизация, как ни глупо это звучит, настоящей истории о Моби Дике, вдохновившей Германа Мелвилла на сочинение величайшего американского романа. То есть как все было на самом деле. До того, как писатель сделал из реальности миф. Тут хочется спросить: «Правда, что ли? Вы это всерьез?»
Честно-честно: вот сидит, натурально, молодой Герман Мелвилл (Бен Уишоу) и прилежно записывает при свете спермацетовой свечи рассказ старого моряка (Брендан Глисон) о его плавании на китобойной шхуне «Эссекс», которая вышла в 1820 г. из Нантакета и была потоплена в южных водах Тихого океана гигантским кашалотом. Дослушав историю до конца, писатель говорит: спасибо за детали, но сюжет у меня будет другой.
Но мы-то уже посмотрели этот. И совершенно понятно, почему он не устроил Мелвилла, не важно, настоящего или экранного.
«В сердце моря» предъявляет в качестве самостоятельного произведения рабочий материал, еще не тронутый гением, – историю выживания, примечательную главным образом участием гигантского кита, который поразил воображение Мелвилла настолько, что из всего записанного он оставил только его. Но «Моби Дика» экранизировали уже не раз, а рассказ о гибели «Эссекса» еще не успел обрасти трактовками и спецэффектами.
Рабочая голодовка
По словам Криса Хемсворта, актеры, игравшие выживших после кораблекрушения «Эссекса» моряков, были вынуждены сесть на диету, ограниченную 500–600 калориями в день, чтобы измождение персонажей было максимально реалистичным. Ближе к финалу они и в самом деле выглядят довольно страшно.
Теперь со спецэффектами все в порядке. В атаках компьютерного кашалота на «Эссекс» и китобойные вельботы даже можно угадать отдельные черты хрестоматийных иллюстраций Рокуэлла Кента к роману Мелвилла. Но что значит этот кит, если он просто кит? Гигантское млекопитающее, живущее в воде, источник драгоценного спермацетового жира, и только. Лишенный библейской и романтической мощи, он просто убивает людей, вторгшихся во владение его китового племени. Он больше не отражение одержимости и безумия капитана Ахава. Потому что нет никакого Ахава, преследующего Моби Дика по всему свету и готового дойти под парусами до самого ада.
Есть капитан Поллард (Бенджамин Уолкер), неопытный, но из семьи уважаемых в Нантакете китобоев и судовладельцев. И есть старпом Чейз (Крис Хемсворт), бывалый, но из народа. В начале плавания они мерятся амбициями и авторитетом, но к середине фильма, когда оба уныло гребут в никуда на оставшихся после гибели «Эссекса» вельботах, даже этот чахлый социально-профессиональный конфликт затухает, потому что теряет всякий смысл. Ни один из двоих не тянет на прототип Ахава. Капитана Полларда можно вычеркнуть из кандидатов сразу. Но и Чейз, хоть и бредит какое-то время белым китом и хватается чуть что за гарпун, вовсе не романтический безумец.
Про остальных участников экспедиции сценаристам сказать настолько нечего, что в самый душераздирающий момент публике совершенно все равно, кто из них кого съест (да-да, суровая правда не в кашалоте, а в каннибализме). Ну ладно, не ешьте Киллиана Мёрфи, потому что этого актера мы знаем.
Кроме этого зритель, хотя бы в общих чертах помнящий сюжет «Моби Дика», может немного побеспокоиться, не откусят ли Хемсворту ногу. Но, по правде сказать, «В сердце моря» – совсем не тот случай, когда эта нога – у кого надо нога.
В прокате с 3 декабря