Криминальную драму «Тайна в их глазах» спасает только Джулия Робертс
Голливудский ремейк заметно уступает аргентинскому оригиналуВ противовес ей режиссер Билли Рэй подсовывает блондинку Николь Кидман, и это эталон неудачного кастинга: Кидман, конечно, отличная актриса, но на фоне Робертс и Соледад Вильямиль, игравшей кидмановскую роль в аргентинском фильме, это огромный актерский провал. Кидман на роду написано играть меланхолию и слабость, а не силу, но в этом сюжете не то что нужна, а просто требуется сила.
В 2010-м оригинальная аргентинская «Тайна в их глазах» получила «Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», обойдя фаворита – «Белую ленту» Михаэля Ханеке. И в том же 2010-м самый известный американский кинокритик – Роджер Эберт воскликнул: «Таких фильмов больше почти не делают!»
Не хотелось бы, впрочем, создавать впечатление, что этот фильм идеален. Нет. Он просто следует классической формуле голливудского режиссера Говарда Хоукса: «в великом фильме должно быть три великих сцены и ни одной плохой». Там есть три великие сцены и нет плохих. Но много неуклюжих. И грандиозность его в том, что все время кажется: эта неуклюжесть – из принципа. Он запросто мог бы стать совершенным, но концептуально не стал. Потому что он рассказывает в первую очередь о несовершенстве мира. О мужчине и женщине, которые четверть века любят друг друга, но боятся друг другу в этом признаться. О невинной девушке, которую жесточайшим образом изнасиловали и убили. Об убийце, который самым подлым и наглым образом сумел вывернуться из рук правосудия. И о каре, которая его все-таки настигла, – каре настолько жестокой, что расстрел в сравнении с ней кажется блаженством.
Этот фильм держится на иррациональных вещах – на взглядах, эмоциях, интуиции, внезапно охватывающей нежности. Его герой – следователь из Буэнос-Айреса – должен раскрыть убийство девушки. Казалось бы, просто убийство, за годы работы мог бы привыкнуть: он профессионал – она ему никто. Но он задерживает взгляд на ее теле слишком долго. И жалость, которая пробивает его в эту минуту, не оставит его потом 25 лет. Он вычислит убийцу совершенно диким способом, просто посмотрев на фотографию и осознав: да, вот этот человек и убил. Он будет ловить его еще более безумными способами – и поймает. Его коллега, в которую он влюблен, будет считать его сумасшедшим, пока случайно не зайдет в комнату, где допрашивается предполагаемый преступник, и не взглянет в его глаза. За секунду она поймет, что этот человек и убил. И за следующие пять минут заставит его признаться – с помощью совершенно безжалостного и ошеломительного допроса. И он попадет за решетку. А потом, когда в Аргентине наступит новая диктатура, выйдет из-за решетки, начнет служить правительству и мстить своим следователям.
И вот сейчас все это переделано в голливудский триллер. Сюжет там не сильно изменен: ну вот разве что в аргентинском фильме одним из героев (самым важным, как выяснялось на последних 10 минутах) был муж убитой молодой женщины, а в американском эта роль ушла к Джулии Робертс – она играет ее мать. И надо признать, что Робертс великолепна, даже не сразу вспомнишь, когда она играла лучше. Она очень похожа на озверевшую ведьму, что, собственно, от нее как от актрисы тут и требуется. Да, она может быть не только обаятельной, но и старой, жуткой, отчаянно злой и по-настоящему страшной.
Выход дивы
Джулия Робертс, которая за свои 48 лет все уже себе доказала и все пережила, сейчас снимается в кино очень редко. Но очень к месту. У нее за последние три года были две выдающиеся роли – в «Белоснежке» Тарсема Сингха (там она играла злую королеву) и в «Августе. Графстве Осейдж», за которую она получила очередную номинацию на «Оскара». Нет никаких сомнений, что ей достанется номинация и за «Тайну в их глазах».
Если помнить и любить аргентинскую картину, то ремейк – это провал. Есть вещи, к которым не стоит лишний раз прикасаться.
Главная трагедия фильма Билли Рэя в том, что он все время пытается рационализировать сделанный на чистом вдохновении оригинал, добавить логики в сюжет, который не то чтобы не требует никакой логики, но принципиально ее исключает. Нет, Билли Рэй не портит фильм (его невозможно испортить). Он просто делает сюжет смертельно скучным.
Впрочем, у меня нет никаких претензий к финалу. Когда Чиветель Эджиофор работает лопатой, а Джулия Робертс тихо смотрит на него из окна – это очень круто.
Но это одна великая сцена, а нужно три.
И если честно, в аргентинском фильме есть еще один момент. В ключевой сцене допроса доведенный до истерики преступник расстегивает штаны и показывает Соледад Вильямиль свой пенис. И надо сказать, это очень, очень неприятное зрелище. Но без этого отталкивающего кадра фильм не был бы великим. А Билли Рэй, копируя эпизод, боится показать пенис героине Николь Кидман. Просто боится.
В прокате с 19 ноября
Автор – специальный корреспондент «Комсомольской правды»