«Когда мы выпустим на рынок наше колесо, на улицах городов начнется революция»

Бывший партнер Чичваркина по «Евросети» Тимур Артемьев рассказывает о транспорте будущего
Моноколесо нового поколения, которое разрабатывает компания Тимура Артемьева Project42, он называет городским транспортом будущего
Моноколесо нового поколения, которое разрабатывает компания Тимура Артемьева Project42, он называет городским транспортом будущего

Район Лондона между станциями метро Lambeth North и Elephant and Castle активно джентрифицируется: два года назад в городе начался очередной строительный бум, и девелоперы первым делом взялись за престижное место у парламента. Улицы перекопаны, загорожены, из асфальта торчат железные балки, арматура, проволока и провода. Настоящие каменные джунгли, где вместо пения тропических птиц – отбойный молоток. Здесь, в стартап-хабе, расположен офис компании Тимура Артемьева Project42, которая занимается разработкой моноколеса нового поколения. Тимур называет его городским транспортом будущего, а в 2016 г. планирует выпустить на рынок «iPhone среди моноколес».

...После быстрого приветствия мы отправляемся в близлежащее кафе: пока я пробираюсь через препятствия, Тимур грациозно проезжает расстояние от офиса до кафе за несколько секунд, заказывает кофе, выбирает столик и ведет переговоры по двум смартфонам. «Главный плюс передвижения по городу на моноколесе – экономия времени, – начинает рассказывать Тимур, складывая колесо под столом. – Причем огромная. Вы просто носите его в сумке, рюкзаке или возите с собой, как чемодан на колесиках. Заряжаете в кафе или офисе от обычной розетки. Стоимость электроэнергии, которая нужна для полной зарядки батареи, – около 10 руб., время – 120 минут. Когда надо ехать, открываете педали, становитесь – и вперед. Никакого руля, сидений, подставок и перекладин. Колесо как бы присоединяется к телу и «слушает» его движения. Подались вперед – колесо едет. Подались назад – остановилось. Поворот – как на скейтборде или лыжах. У большинства современных колес есть несколько режимов, которые позволяют регулировать устойчивость в зависимости от опыта езды, но в целом передвигаться на таком колесе проще, чем на велосипеде. Я уверен: когда мы выпустим на рынок наше колесо, разработанное британскими инженерами, которое будет намного легче остальных (сейчас самое легкое моноколесо весит 13 кг) и по доступной цене – с возможностью проехать без подзарядки 10 км и развить скорость до 16 км/ч, на улицах крупных городов начнется революция, ведь моноколесо удобнее велосипеда или сегвея».

Бывший партнер Чичваркина по «Евросети» твердо убежден, что моноколесо – это транспорт будущего. И тут я вспоминаю, что два года назад на светском мероприятии так называемого русского Лондона мы встречались: какой-то чудак страстно рассказывал, что работает над секретным проектом транспорта будущего, который изменит инфраструктуру городов. Звучало настолько нереально, что я предпочла обсуждать винный магазин Чичваркина и рестораны Зельмана с Новиковым. Но тогда правительство Великобритании только начинало интенсивно стимулировать программы поддержки технологических стартапов, и представить себе какой-то еще «транспорт будущего» помимо велосипеда в мегаполисе, где в 2013 г. уже совершалось 580 000 велосипедных поездок в год, было так же сложно, как вообразить iPhone в эру мобильных телефонов размером с кирпич.

Сегодня, наоборот, Лондон становится европейской Кремниевой долиной, а россияне, готовые трудиться над технологическими и финтехстартапами, активно открывают в британской столице компании, занимающиеся разработками разного рода инноваций. Артемьев один из них. «Стартапы выбирают места, где просто, потому что делать стартап настолько сложно и рискованно, что иметь еще какие-то риски никому не нужно, – объясняет Тимур. – Когда есть инфраструктура для одного бизнеса, тут же появляется возможность чуть-чуть эту инфраструктуру проапгрейдить, и она начинает работать для второго вида бизнеса, для третьего и четвертого. В итоге получается громадная экосистема». 

...Закончив пить кофе, мы отправляемся на урок езды на моноколесе. За 15 минут получается не падать и ехать за руку. «Меня всегда вдохновляли люди типа Стива Джобса, но становиться вторым Стивом я не хочу, – объясняет Артемьев, одновременно показывая, как надо наклоняться, чтобы колесо ехало. – Повторять чью-то судьбу – скучно. А вот делать что-то свое – здорово. Поэтому в Великобритании я занялся технологическим стартапом, а не такими традиционными вещами, как вино или недвижимость». 

Впервые Тимур увидел моноколесо, привезенное приятелем из США, в 2013 г. Он сразу купил такое же и стал активно ездить по Лондону. Когда колесо сломалось, он позвонил производителю, а его соединили с владельцем компании, у которого был патент на моноколесо без сиденья. В итоге Тимур предложил выкупить бизнес, но не договорился о цене. «Тогда я понял, что у меня достаточно знаний, чтобы не просто сделать такое же колесо, но сделать гораздо лучше и принципиально иначе, – говорит Тимур. – Я вырос в окружении радиодеталей, мой отец – преподаватель теоретических основ электротехники. Это дало мне основание считать, что я в состоянии выпустить iPhone на рынке моноколес. Я собрал команду из 10 инженеров из лидирующих компаний автомобильной промышленности и начал работу. Сейчас мы готовы к выпуску первого поколения нашего колеса. Презентация продукта запланирована на начало декабря. Кстати, я все-таки вернулся к переговорам с США и купил технологию производства моноколеса. Теперь люди, которые работают у нас в компании, подписывают договор о том, что не могут уйти к конкурентам и делиться моими идеями с ними. Законодательно я чувствую себя довольно защищенным, хотя в стартапах главное – не идея, а воплощение».

Помимо создания продукта европейского качества Тимур работает над внедрением в массы идеи езды на моноколесе. Передвижение в толпе, по его словам, «не проблема». «Единственная проблема, с которой я сталкиваюсь, когда еду по городу на моноколесе, – люди, которые пытаются меня остановить, узнать, что это такое и где это купить. При этом я отлично понимаю, что вначале мой продукт будет игрушкой для богатых, но постепенно выйдет на широкий рынок благодаря своей практичности. Наша цель – сделать его средством передвижения на массовом рынке и изменить способ передвижения жителей городов».