«Когда мы выпустим на рынок наше колесо, на улицах городов начнется революция»

Бывший партнер Чичваркина по «Евросети» Тимур Артемьев рассказывает о транспорте будущего
Моноколесо нового поколения, которое разрабатывает компания Тимура Артемьева Project42, он называет городским транспортом будущего

Район Лондона между станциями метро Lambeth North и Elephant and Castle активно джентрифицируется: два года назад в городе начался очередной строительный бум, и девелоперы первым делом взялись за престижное место у парламента. Улицы перекопаны, загорожены, из асфальта торчат железные балки, арматура, проволока и провода. Настоящие каменные джунгли, где вместо пения тропических птиц – отбойный молоток. Здесь, в стартап-хабе, расположен офис компании Тимура Артемьева Project42, которая занимается разработкой моноколеса нового поколения. Тимур называет его городским транспортом будущего, а в 2016 г. планирует выпустить на рынок «iPhone среди моноколес».

...После быстрого приветствия мы отправляемся в близлежащее кафе: пока я пробираюсь через препятствия, Тимур грациозно проезжает расстояние от офиса до кафе за несколько секунд, заказывает кофе, выбирает столик и ведет переговоры по двум смартфонам. «Главный плюс передвижения по городу на моноколесе – экономия времени, – начинает рассказывать Тимур, складывая колесо под столом. – Причем огромная. Вы просто носите его в сумке, рюкзаке или возите с собой, как чемодан на колесиках. Заряжаете в кафе или офисе от обычной розетки. Стоимость электроэнергии, которая нужна для полной зарядки батареи, – около 10 руб., время – 120 минут. Когда надо ехать, открываете педали, становитесь – и вперед. Никакого руля, сидений, подставок и перекладин. Колесо как бы присоединяется к телу и «слушает» его движения. Подались вперед – колесо едет. Подались назад – остановилось. Поворот – как на скейтборде или лыжах. У большинства современных колес есть несколько режимов, которые позволяют регулировать устойчивость в зависимости от опыта езды, но в целом передвигаться на таком колесе проще, чем на велосипеде. Я уверен: когда мы выпустим на рынок наше колесо, разработанное британскими инженерами, которое будет намного легче остальных (сейчас самое легкое моноколесо весит 13 кг) и по доступной цене – с возможностью проехать без подзарядки 10 км и развить скорость до 16 км/ч, на улицах крупных городов начнется революция, ведь моноколесо удобнее велосипеда или сегвея».

Бывший партнер Чичваркина по «Евросети» твердо убежден, что моноколесо – это транспорт будущего. И тут я вспоминаю, что два года назад на светском мероприятии так называемого русского Лондона мы встречались: какой-то чудак страстно рассказывал, что работает над секретным проектом транспорта будущего, который изменит инфраструктуру городов. Звучало настолько нереально, что я предпочла обсуждать винный магазин Чичваркина и рестораны Зельмана с Новиковым. Но тогда правительство Великобритании только начинало интенсивно стимулировать программы поддержки технологических стартапов, и представить себе какой-то еще «транспорт будущего» помимо велосипеда в мегаполисе, где в 2013 г. уже совершалось 580 000 велосипедных поездок в год, было так же сложно, как вообразить iPhone в эру мобильных телефонов размером с кирпич.

Сегодня, наоборот, Лондон становится европейской Кремниевой долиной, а россияне, готовые трудиться над технологическими и финтехстартапами, активно открывают в британской столице компании, занимающиеся разработками разного рода инноваций. Артемьев один из них. «Стартапы выбирают места, где просто, потому что делать стартап настолько сложно и рискованно, что иметь еще какие-то риски никому не нужно, – объясняет Тимур. – Когда есть инфраструктура для одного бизнеса, тут же появляется возможность чуть-чуть эту инфраструктуру проапгрейдить, и она начинает работать для второго вида бизнеса, для третьего и четвертого. В итоге получается громадная экосистема». 

...Закончив пить кофе, мы отправляемся на урок езды на моноколесе. За 15 минут получается не падать и ехать за руку. «Меня всегда вдохновляли люди типа Стива Джобса, но становиться вторым Стивом я не хочу, – объясняет Артемьев, одновременно показывая, как надо наклоняться, чтобы колесо ехало. – Повторять чью-то судьбу – скучно. А вот делать что-то свое – здорово. Поэтому в Великобритании я занялся технологическим стартапом, а не такими традиционными вещами, как вино или недвижимость». 

Впервые Тимур увидел моноколесо, привезенное приятелем из США, в 2013 г. Он сразу купил такое же и стал активно ездить по Лондону. Когда колесо сломалось, он позвонил производителю, а его соединили с владельцем компании, у которого был патент на моноколесо без сиденья. В итоге Тимур предложил выкупить бизнес, но не договорился о цене. «Тогда я понял, что у меня достаточно знаний, чтобы не просто сделать такое же колесо, но сделать гораздо лучше и принципиально иначе, – говорит Тимур. – Я вырос в окружении радиодеталей, мой отец – преподаватель теоретических основ электротехники. Это дало мне основание считать, что я в состоянии выпустить iPhone на рынке моноколес. Я собрал команду из 10 инженеров из лидирующих компаний автомобильной промышленности и начал работу. Сейчас мы готовы к выпуску первого поколения нашего колеса. Презентация продукта запланирована на начало декабря. Кстати, я все-таки вернулся к переговорам с США и купил технологию производства моноколеса. Теперь люди, которые работают у нас в компании, подписывают договор о том, что не могут уйти к конкурентам и делиться моими идеями с ними. Законодательно я чувствую себя довольно защищенным, хотя в стартапах главное – не идея, а воплощение».

Помимо создания продукта европейского качества Тимур работает над внедрением в массы идеи езды на моноколесе. Передвижение в толпе, по его словам, «не проблема». «Единственная проблема, с которой я сталкиваюсь, когда еду по городу на моноколесе, – люди, которые пытаются меня остановить, узнать, что это такое и где это купить. При этом я отлично понимаю, что вначале мой продукт будет игрушкой для богатых, но постепенно выйдет на широкий рынок благодаря своей практичности. Наша цель – сделать его средством передвижения на массовом рынке и изменить способ передвижения жителей городов».