Авторы комедии «Без границ» хотели сделать новое «Мимино»

Но без СССР советское кино не получается
Героиня Саёры Сафари учит героя Егора Корешкова видеть красоту Москвы не глазами
Героиня Саёры Сафари учит героя Егора Корешкова видеть красоту Москвы не глазами / kinopoisk.ru

Фильм Георгия Данелии эталонно отыгрывал советскую мифологему о дружбе народов, но контекст этого мифа – СССР – был реальностью. А в «Без границ» нам показывают муляж СССР, и, как бы ни старались популярные актеры, сколько бы шуток про футболиста ни сочинили авторы сценария, ничего не работает, персонажи остаются картонными.

Учитывая персонажей и обстоятельства (аэропорт, путешествия в братские республики, гости из братских республик, наконец, футболист-мазила), стоило бы назвать рецензию «Мимо, но». Потому что авторы «Без границ», конечно, хотели сделать новое «Мимино», но у них, конечно, не получилось и получиться не могло.

В принципе, «Без границ» из тех фильмов, содержание которых без труда умещается в рекламный трейлер. В нем прочерчены все сюжетные линии, пошучены все шутки, и просмотр целого фильма ничего нового к этому набору не добавляет.

Москва снова центр мира, точнее, той его части, которая когда-то была Советским Союзом. Сюда снова стремятся гости из Таджикистана, Грузии, Армении, Казахстана (в начале закадровый голос рассказчика зачем-то упоминает французов, но в фильме нет ни одного Депардье). Только теперь между национальными окраинами и метрополией стоит будка пограничного контроля, а в ней сидит строгий сержант, которого играет Александр Паль, и решает, кому ставить штампик в паспорт сразу, а кого помучить.

На троих

Действие фильма «Без границ» разворачивается в Москве, Тбилиси и Армении, поэтому снимали сразу три режиссера: Роман Прыгунов, Резо Гигинеишвили и Карен Оганесян. По картинке армянская и грузинская части не такие глянцевые, как московская, транслирующая невыносимо рекламный образ идеального города.

На мучения обрекается футболист (Милош Бикович), из-за которого российская сборная накануне продула ответственный матч. Потому что футболист загулял. А загулял он потому, что жена бросила. Все это неравнодушный пограничник выясняет в процессе воспитательных бесед с футболистом, в которых обнаруживает не только четкие представления о гражданском долге («Мы с тобой оба родину защищаем!»), но и душевную чуткость. В этой линии сюжета предпринята нешуточная попытка очеловечить людей в погонах. Тех самых, с кого начинается родина, когда вы прилетаете в «Шереметьево» из Европы (впрочем, в картине «Без границ», кажется, вовсе не существующей). Эти люди относятся к своей работе неформально и если не дают вам куда-нибудь улететь, то для вашего же блага и из самых лучших побуждений.

Да и куда улетать из нашей столицы, лучшего города земли, сверкающего стеклянным новоделом, манящего уютом Красной площади с катком и сокровищами культуры в ГМИИ имени Пушкина. Кто в Москве не бывал, красоты не видал. Это понимает даже слепая туристка из Казахстана (Саёра Сафари), с которой на спор завел роман молодой топ-менеджер (Егор Корешков), имеющий привычку проводить с девушками ночь в своем офисе на верхнем этаже небоскреба в Сити. Эта линия сюжета призвана очеловечить молодых карьеристов, которые учатся милосердию и открывают, что «деньги не главное» (фразу нужно произнести трижды, забравшись во время совещания на стол и спустив штаны, потому что главное, видимо, там). Но получается другая история: когда приведенная в офис слепая гостья из Алма-Аты целует партнера, она говорит, что теперь увидела всю Москву. Авторы подразумевают здесь красивую чувственную метафору, но выходит скорее прямое отождествление: Москва – это молодой топ-менеджер, приезжающий в Сити на люксовой иномарке, чтобы снять штаны и очаровать всех на свете.

Что касается бывших союзных республик, то это истории про «никогда не поздно». В одном случае герои Олега Басилашвили и Инны Чуриковой знакомятся на тбилисском кладбище (звезды старой школы символически узаконивают связь «Без границ» с советским кино). В другом сюжете москвичка (Наталья Вдовина) звонит в Ереван попросить армянина-таксиста (Грант Тохатян), с которым переспала двадцать лет назад, встретить их сына, которого тот никогда не видел. Штука в том, что капризный парень (Иван Янковский), сбежавший от матери с девушкой (Анна Чиповская), на армянина совершенно не похож – и бедный таксист всю дорогу сомневается, его ли это ребенок. Но в итоге доказательства оказываются не важны. Как не важно и то, что между Россией и бывшими союзными республиками теперь пролегает государственная граница. Главное, чтобы на этой границе душевные люди сидели, такие, как персонажи Александра Паля и Марии Шалаевой. Тогда и порванные связи восстановятся, и снова будет хорошо, то есть СССР.