Сериал «Мистер Робот» принес на американское телевидение арабскую весну
Закончился первый сезон параноидального триллера, ставшего одним из главных событий летнего эфираЯ взламываю каждого, признается главный герой Эллиот Алдерсон, молодой инженер компьютерной безопасности, социофоб, хакер, наркоман, революционер. У создателя шоу Сэма Эсмейла и исполнителя роли Эллиота Рами Малека египетские корни, и в 2015 г. они затеяли на канале USA Network небольшую революцию, «Бойцовский клуб» в телевизионном формате. Настолько правдоподобный, что последнюю, десятую серию сезона пришлось отложить, чтобы не травмировать публику совпадением одной из сцен со случившейся в день назначенной премьеры эпизода реальной трагедией в Вирджинии, когда во время прямого эфира были расстреляны телерепортер и оператор. Но дело не в совпадениях.
Формально ничего революционного в «Мистере Роботе» нет, а сравнение со знаковым фильмом Дэвида Финчера лежит на поверхности. Как и герой «Бойцовского клуба», Эллиот организует подпольную группу с целью подорвать основы мирового капитализма (стерев с серверов банков и крупнейших корпораций все данные о кредитах). Как и в «Бойцовском клубе», герой, сопровождающий действие закадровыми комментариями, – ненадежный рассказчик. А сущность заглавного Мистера Робота (Кристиан Слейтер), подбивающего Эллиота на подрывную деятельность, проясняется лишь в предпоследней серии. Хотя из-за того, что мы смотрим на происходящее глазами главного героя, который, очевидно, слишком часто находится в измененном состоянии сознания, под подозрение попадают все. И несколько эпизодов кажется, что едва ли не половина действующих лиц существуют лишь в воображении Эллиота.
Надо продолжать
Изначально «Мистер Робот» планировался как мини-сериал, но уже пилотный эпизод был принят с таким энтузиазмом, что появление второго сезона стало неизбежным. У шоу очень высокие оценки американской критики: рейтинг одобрения, замеренный Rotten Tomatoes, составляет 98%.
Но фокус «Мистера Робота» не в сюжетных тайнах, а в этом восточном парне с глазами, как чайные блюдца, невидимке в черном капюшоне, который видит все. Или думает, что видит. Когда Эллиот сидит на приеме у психоаналитика, то буквально читает ее мысли, сам оставаясь для нее закрытой книгой. Ведь он взломал ее персональные данные. Как и всех остальных, с кем имеет дело. Единственной проблемой остается сам Эллиот, поэтому в какой-то момент ему в голову приходит дикая, но логичная идея взломать себя.
Тут есть несколько наблюдений, превращающих «Мистера Робота» в нечто большее, чем параноидальный триллер, напитавшийся идеями Финчера, Кубрика, Вачовских (и, разумеется, передающий им сюжетные, визуальные и музыкальные приветы). Во-первых, современный человек не просто подвержен постоянной опасности из-за беспечного отношения к размещенным в сети персональным данным. По сути, он к этим данным элементарно сводим, и эта жесткая оценка дается в сериале так, что поспорить с ней сложно (во всяком случае, до тех пор, пока мы втянуты в шоу и симпатизируем герою). Следовательно, во-вторых, и отдельного человека, и общество в целом можно рассматривать как программы (а во всякой программе есть дефект). А значит, в третьих, взлом неизбежен. Но это как раз не главное, интереснее взломщик.
Он скроен из комплексов, неврозов и депрессий, детских травм. Он настолько же опасен, насколько уязвим, и эта двойственность (показанная на контрасте поведения и внутреннего автокомментария) становится одной из главных пружин сюжета, закрученного еще и вокруг страха потери контроля. Логично, что у Эллиота есть полный антипод – олицетворение пустой самоуверенности, лощеный топ-менеджер корпорации, которую герой считает средоточием мирового зла.
И наконец, надо сказать, что все это просто здорово снято. С тем спокойным изяществом и артистизмом, который не выставляет себя напоказ. И тут снова впору вспомнить школу Дэвида Финчера, которому создатель «Мистера Робота» обязан, очевидно, не только сюжетом.