Триллер «Подарок» напоминает, что одноклассники – зло
Актер Джоэл Эджертон дебютировал в режиссуре фильмом про злопамятную жертву школьных униженийГерой Джейсона Бейтмена – подонок. У Саймона омерзительная фальшивая улыбка и, наверное, такие же интонации, но фильм дублирован, поэтому можно лишь предположить, что интонации дублера не случайно передают зрителю все то же чувство омерзения. Гораздо приятнее звучит по-русски героиня Ребекки Холл, но, может, это потому, что Робин, без сомнений, хорошая женщина, с печальными глазами и усталой улыбкой. Саймон и Робин – супруги, только что переехавшие из Чикаго и купившие дом в городке, где прошло Саймоново детство. Дом завален коробками, Робин первым делом достает игрушку, которую вешают над детской кроваткой. Детей у Робин и Саймона нет, только собака. Считается, что режиссерский дебют австралийского актера Джоэла Эджертона полон сюрпризов, ну-ну.
Сам Эджертон играет Гордо, чудаковатого одноклассника Саймона, который очень хочет стать другом семьи и все время присылает Робин и Саймону подарки. Неловкость повисает с первой встречи, отделаться от навязчивого гостя из прошлого непросто, но Саймон настроен решительно. После выяснения отношений дело принимает совсем скверный оборот. Гордо больше не возникает перед дверью с очередным подарком, но камера все чаще показывает Робин в тревожном ракурсе со спины. Как будто мы вместе с маньяком подкрадываемся к ней, пока она режет овощи или открывает холодильник со стикерами, на одном из которых над телефоном Гордо Саймон опрометчиво написал его школьное прозвище. А ведь в «Подарке» есть еще и собака, значит, за нее тоже пора беспокоиться.
В помидорах
«Томатометр» агрегатора англоязычных рецензий Rotten Tomatoes намерил «Подарку» Джоэла Эджертона 93% положительных отзывов. Возможно, причина подобного благодушия – интеллектуальный голод, который критики привычно испытывают в августе.
Триллер о вторжении чужака в чью-то частную жизнь – не только жанр массового кино, но и поле приложения авторских амбиций. И самая типичная затея сценариста-режиссера, желающего, чтобы его фильм выглядел умнее среднестатистического, – это поставить под сомнение роли маньяка и жертвы. Что и делает Джоэл Эджертон, с середины сюжета начиная намекать, что в школьном прошлом Саймона и Гордо что-то нечисто и одинокому неудачнику есть за что мстить бывшему однокласснику, у которого все хорошо.
Тут рецензент должен бить себя по рукам, чтобы не выдать интригу, но режиссер зачем-то выдает ее сам, в первых же сценах показывая, что Саймон – пошляк, карьерист и мерзавец. Остается только сочувствовать героине и желать ей скорейшего развода. Но триллер – замкнутая система, и деваться Робин, а вместе с ней публике некуда: надо выбирать между Гордо и Саймоном. Что называется, оба хуже.
Теоретически это продуктивная идея – поставить зрителя перед ложным выбором, загнать в психологический тупик и там уже кошмарить до финала, в котором откроется ужасная тайна. Но на деле Эджертон, проходив весь фильм с постным выражением лица, не может придумать ничего драматичней беременности (с сюжетной точки зрения) и подглядывания из-за плеча (с кинематографической). Даже многообещающая тема с обезьянами, которых боится Саймон, оборачивается в итоге каким-то идиотским маскарадом. Хотя бывает и у таких сцен благодарная публика. Кому и Чебурашка – крокодил.