Героем концертного сезона 2014/15 стал Владимир Юровский
Произведением сезона – виолончельный опус Павла Карманова, тенденцией сезона – перемена местКонкурс Чайковского, который посмотрело 10 млн человек, все же был не единственным событием уходящего сезона. Стоит вспомнить по меньшей мере три капитальных проекта, лидером которых стал художественный руководитель Госоркестра имени Светланова Владимир Юровский. Если двигаться в обратной хронологии, то первым нужно назвать ставший уже традиционным июньский фестиваль Госоркестра в Зале Чайковского, на этот раз называвшийся «Война и мир» и посвященный 70-летию окончания Второй мировой войны.
В четырех программах цикла Юровский продирижировал сочинениями, написанными композиторами разных стран, вовлеченных в войну на какой-либо стороне, – не было, кажется, только японской музыки. Классики ХХ в., такие как немец Рихард Штраус, советский Шостакович, французы Мессиан и Пуленк, итальянец Даллапиккола, поляк Лютославский, американцы Шенберг и Рахманинов, звучали рядом с еврейскими композиторами, погибшими в лагерях в пору становления таланта. Юровский дирижировал и говорил с публикой, разводя и сближая времена, стили, фигуры.
Другим поучительным проектом Юровского стало исполнение грандиозного «Предварительного действа» Скрябина, завершенного в 1970-е гг. Александром Немтиным, – еще один пример связи времен, в данном случае декаданса 1910-х и советских брежневских лет.
Народный рубль
Фестиваль камерной музыки «Возвращение» прошел в сезоне 2014/15 благодаря краудфандингу. Подобным же образом собрали средства на свои проекты композиторы Павел Карманов и Александр Маноцков.
А в ноябре Юровский провел в Филармонии российско-британский фестиваль современной музыки «Другое пространство», на котором была и мировая премьера – вокальный цикл Антона Батагова «Я не боюсь» на стихи Джона Донна.
Современные композиторы в ушедшем сезоне вообще дали о себе знать. Упомянутый Батагов провел в Доме музыки целый абонемент с вызывающим названием «Нормальная музыка», в котором полемизировал с современным искусством, рисующим апокалиптическую картину мира.
Тонкую игру с эсхатологическими концепциями провел и руководитель электротеатра «Станиславский» Борис Юхананов, создавший цивилизацию Сверлию, которая похожа на нашу тем, что гибла, гибнет и будет гибнуть. Сверлийский цикл включил в себя шесть опер, написанных современными композиторами авангардного крыла. Юхананов совершил благое дело, что подбросил им работенку, но создал и немалые проблемы, обязав их писать музыку на текст собственного романа, в последнюю очередь годного на роль оперного либретто. Композиторы освоились с текстом с разной долей успеха, но опера «Сверлийцы. Эпизод второй» Бориса Филановского стала подлинной удачей.
В отличие от сверлийских композиторов, адресующих свое творчество элитарной аудитории, Павел Карманов написал опус для широкой публики – и она ответила ему признанием. Композиция Musica con cello была написана по заказу Бориса Андрианова для его виолончельного фестиваля, сыграна в Большом зале консерватории и имела такой успех, что была повторена в Зале Чайковского в новой редакции. Современным композиторам редко удается гармонично сочетать академические средства с приемами поп-музыки, а Карманову это блестяще удалось: получился праздник.
Тенденцией сезона можно назвать появление знакомых имен и явлений в неожиданных местах.
Так, просвещенная публика стала было уж и забывать о Доме музыки – но именно там провели часть своих проектов упомянутый Юровский и дважды упомянутый Батагов. Там же прозвучал и Метабетховен – так назывался проект Елены Ревич и Полины Осетинской с оркестром Персимфанс, в котором Бетховена ловко скрестили с современными композиторами. Большой зал консерватории не остался в долгу и пригласил в свои академические стены Алексея Айги с программой из музыки Сергея Курехина. Малый зал консерватории, открывшись после реставрации, устроил абонемент с участием солистов московских оперных театров. Культурный центр ЗиЛ организовал исполнение «Мессии» Генделя силами дирижера Филиппа Чижевского и его команды. Высокая музыка аннексировала даже акваторию: «Музыку на воде» играли в честь писателя Булгакова на Патриарших прудах.
Но самым эффектным начинанием стал впервые проведенный Фестиваль Чайковского в Клину, на открытие которого приехали ни много ни мало Риккардо Мути и Венский филармонический оркестр. Провинция не ударила в грязь лицом: в ряду фактов сезона не забудем также и что солистка Пермской оперы Надежда Кучер взяла золото на вокальном конкурсе в Кардиффе, а дирижер родом из Омска Кирилл Петренко выбран главным дирижером Берлинского филармонического оркестра.