Заха Хадид изменила большой зал Зимнего дворца
Там открыта большая выставка самой яркой звезды современной архитектурыПервая женщина, удостоенная Притцкеровской премии (главная архитектурная награда была вручена ей в 2004 г. в Эрмитажном театре), Заха Хадид получила для выставки в свое полное распоряжение Николаевский зал. Один из главных в Зимнем дворце, он еще ни разу не подвергался такой радикальной трансформации, разом делающей несущественным весь ампирный декор с люстрами. Архитектор покусилась на стройный порядок дворцовой архитектуры, решительно изменив ось симметрии: чтобы осматривать экспозицию так, как она задумана Захой Хадид, зритель должен попасть на выставку через дверь посередине боковой Романовской галереи.
Объем самого зала рассечен надвое по высоте, и новое пространство, которое возникает на уровне глаз, образуют широкие параболы выставочных стендов, стянутых между собой балками. Выставочный дизайн создает в большом зале напряжение и сразу дает понять, что все показанное здесь решительно порывает с традицией, – повести себя так способен только настоящий авангардист. Эпиграфом к творчеству Хадид выбран «Черный квадрат» Малевича из эрмитажной коллекции, висящий при входе: русские художники-авангардисты, первыми преодолевшие в искусстве земное притяжение, до сих пор сохраняют свою важность для архитектора. Центральную диагональ зала образует плотная линия макетов, планов, фотографий зданий, построенных Захой Хадид, – от самых ранних до последних, как «Ванцзин сохо» в Пекине.
Любимый Малевич
Заха Хадид изучала архитектуру в лондонской Архитектурной ассоциации. Там Рем Колхас увлек ее идеями русского авангарда. Дипломная работа Хадид – проект моста через Темзу – называлась «Тектоник Малевича».
Эволюция формы становится основным сюжетом этой выставки. Текучие линии, интерьеры, в которых можно легко потеряться, небывалые прежде обводы и криволинейные поверхности – вот все то, что делает узнаваемой архитектуру Хадид и мгновенно отличает ее от других. Продолжение естественных природных форм в союзе с современной вычислительной мощью, получившее название «параметрическая архитектура», позволяет создавать сколь угодно сложные объекты. Все произведения Захи Хадид объединяет одно качество – их скульптурность.
Эрмитаж уже не в первый раз показывает современных архитекторов-звезд (два года назад в том же самом зале прошла выставка Сантьяго Калатравы), однако в рамках музейной ретроспективы на первый план выходят не постройки, а художественная одаренность зодчего. Архитектура Хадид такова, что ее нужно переживать изнутри, она требует личного присутствия, а судить только по макетам, читать и понимать планы может далеко не всякий зритель. Вместе с тем представлять Заху Хадид именно как художника – благодатное дело, потому что в деятельности ее бюро дизайн занимает не меньшее место, чем архитектура. На выставке показаны самые различные предметы, от моделей автомобилей до посуды и обуви, все они несут те же черты ее стиля, как и здания. Мраморная скамья «Орхис» или семейство столов «Меркурик» рисуют в окружающем воздухе такую же невообразимую фигуру, как башни различных форм и размеров в инсталляции, решающей задачи по исследованию архитектурной типологии, – все проекты Zaha Hadid Architects обладают яркой формальной выразительностью и красотой.
Пусть время «звездной архитектуры», по мнению многих, прошло и ее творцов часто критикуют за искусственность в обращении с контекстом и завышенные гонорары, Россия, за редким исключением, осталась в стороне от мирового процесса. Проекты Захи Хадид планировались в начале нулевых в Москве, но построена была только вилла Capital Hill в окрестностях Барвихи и бизнес-центр Dominion Tower на Шарикоподшипниковской улице.