Что покажут на Московском кинофестивале

Кризис и санкции отразились и на программе 37-го ММКФ
Возможно, ММКФ в этом году будет не только более коротким, но и менее помпезным
Возможно, ММКФ в этом году будет не только более коротким, но и менее помпезным / Виталий Белоусов / РИА Новости

На фестивале эпохи санкций логично появление программы «Фильмы, которых здесь не было». По разным, в том числе идеологическим причинам. Вот, например, «Эйзенштейн в Гуанахуато» Питера Гринуэя, которого заранее испугался наш Минкульт и о котором сладострастно писали наши критики с Берлинале: ой, что там с нашим главным киноклассиком делают. Ужас-ужас-ужас. Теперь можно будет посмотреть. Правда, на ночном спецпоказе, а то мало ли что. В той же программе – «Наш запах», фильм о подростках-скейтбордистах, снятый Ларри Кларком, когда-то прославившимся скандальными «Детками». И наконец, «Пазолини» Абеля Феррары – фильм одного анфан-террибля о другом. С Уиллемом Дефо в роли великого итальянского режиссера, который проживает свой последний день и уезжает в ночь на «Альфа-Ромео».

В программе Петра Шепотинника «8 1/2 фильмов», на которую по привычке будут ломиться киноманы, напротив, импортозамещение – сразу две отечественных картины, причем одна со знаковым названием «Крымнаш»: Василий Сигарев смонтировал ее из туристического видео. Здесь же свежая инструкция по выживанию в профессии в условиях тоталитарного государства – «Такси» Джафара Панахи, победитель последнего Берлинале, очередной не-фильм иранского классика, потому что фильмы ему снимать запретили. Но он как-то выкручивается. То рассказывая о замысле фильма своему оператору у себя дома, то, как теперь, катая сограждан за рулем такси и выслушивая их истории.

Для такого кино давно уже не важно, игровое оно или документальное. Границы нет – как для Джафара Панахи, так и для Ульриха Зайдля, одного из ключевых авторов постдокументальной эпохи, у которого на 37-м ММКФ будет мини-программа с подзаголовком «Грани метода». В нее включены «Звериная любовь» (1996), сделавшая Зайдля знаменитым «Собачья жара» (2001) и новейший «В подвале» – о том, чем австрийцы занимаются в самых укромных и любимых помещениях своих домов: Зайдль буквально заглядывает в подсознание соотечественников.

Кроме того

На ММКФ пройдут программы, посвященные турецкому, курдскому, аргентинскому и болгарскому кино, киностудии «Сиань», 70-летию Победы и 100-летию геноцида армян, а также конкурс короткого метра (и внеконкурсный «Уголок короткого метра»), программы «Русский след» и «Женский взрыв», мини-ретроспектива Жан-Жака Анно и традиционный Медиафорум.

ММКФ, однако, все-таки придерживается формальностей – документальное кино выделено в две секции, и они – из важнейших на фестивале. Во-первых, у неигровых фильмов свой конкурс, где заранее интригует, например, китайский «Юный патриот» о любителе одеться в военную форму, процитировать Мао Цзэдуна, помахать флагом и покричать лозунги – любопытно узнать, как протекает болезнь у соседей. Во-вторых, есть большая программа «Свободная мысль», где я бы обратил внимание не на очевидного Citizenfour о Сноудене (свежий «Оскар») и даже не на «Просветление: сайентология и причуды веры» Алекса Гибни (тоже обладателя «Оскара»), а на «Взгляд тишины» Джошуа Оппенхаймера – продолжение «Акта убийства» о геноциде в Индонезии, в котором палачи с гордостью рассказывали о своих зверствах и с удовольствием соглашались поучаствовать в их игровой реконструкции; теперь Оппенхаймер пошел еще дальше и свел убийц с родственниками их жертв.

Программа «Вокруг Фассбиндера» – это то, что должен был бы сделать к 70-летию великого режиссера московский Музей кино. И наверняка бы сделал, если бы из него не выжили его основателя Наума Клеймана и не превратили культовое когда-то название в бессмысленную вывеску.

Трудно сказать, почему программа «Тропическая эйфория» называется именно так, но в нее упрятан новый фильм американского классика Терренса Малика «Рыцарь кубков» с Кристианом Бейлом и Натали Портман.

А в основном конкурсе, как обычно, важнее всего отечественное кино, потому что все остальное зритель выбирает на свой страх и риск, а победителей-иностранцев быстро забывают. В этом году два российских участника. Первый – «Орлеан» Андрея Прошкина по сценарию Юрия Арабова про маленький городок, в котором появляется незнакомец и заставляет местных вспомнить все их грехи (в ролях – Виктор Сухоруков, Елена Лядова, Тимофей Трибунцев). Второй – «Милый Ханс, дорогой Петр», новая режиссерская работа Александра Миндадзе, который опять, как и в фильмах «Отрыв» и «В субботу», вглядывается в людей, прикоснувшихся к катастрофе. На этот раз речь идет о взрыве на советском заводе. Время – канун Второй мировой. Герои – советский рабочий и немецкий инженер, командированный в СССР. Редкий случай, когда конкурсный фильм ММКФ – один из самых ожидаемых во всей фестивальной программе.

37-й Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 июня