Временный павильон «Гаража» закрыли фантастическим пейзажем

Катарина Гроссе соорудила холст для прогулок
Катарина Гроссе превратила залы «Гаража» в красочное поле
Катарина Гроссе превратила залы «Гаража» в красочное поле / Е. Разумный / Ведомости

Временный павильон «Гаража» просуществовал в парке Горького больше двух с половиной лет. Он и строился не надолго – по проекту японского архитектора Шигеру Бана, прославившегося именно как автор временных, быстро возводящихся и легко поддающихся утилизации сооружений. Бан спроектировал краткосрочный «Гараж» с использованием картонных труб, которые благополучно выдержали не одну московскую зиму. Парадоксально: временное здание «Гаража» можно было бы посчитать памятником архитектуры – так он интересен (не столько эстетически, сколько идеологически), но архитектуры именно временной, а оттого, к сожалению, не подлежащей сохранению. Так что первой и единственной морозостойкой бумажной колоннады в столице больше не будет.

К временному павильону за короткое время привыкли, и, хотя «Гараж» не проводил там таких великих выставок, как в Бахметьевском гараже, прежнем месте своего обитания, есть что вспомнить и о происходившем за бумажными колоннами. Прежде всего привозное, современно-классическое: мрачную диковинную «Кунсткамеру» Яна Шванкмайера и блистательно остроумную выставку «1 + 1 = 1» Джона Балдессари. Во временном павильоне сделала свою первую и отличную работу The New International в качестве главного куратора «Гаража» Кейт Фаул. Ну а российская программа запомнилась большущей (какой русский не хочет объять необъятное) выставкой по истории отечественного перформанса.

Открытие 12 июня

Новый «Гараж» откроется в парке Горького 12 июня. В реконструированном по проекту Рэма Кулхаса здании, где когда-то был ресторан «Времена года», состоится вернисаж сразу нескольких выставок, отражающих разные направления деятельности музея.

Напоследок славное место доверили немецкой художнице Катарине Гроссе. Она, по словам директора «Гаража» Антона Белова, серьезно отнеслась к поставленной задаче и смыслу доверенного ей дела. И это видно – финал получился мощный, многозначительный и с пафосом.

Во всем выставочном пространстве павильона, на площади в 800 кв. м, помещен гигантский загрунтованный холст. Его складки образуют своего рода ландшафт с подъемами и проходами. Холст облит потоками краски разных цветов, а в середине его лежат с корнем вырванные деревья. Такая вот сцена после цветового апокалипсиса, невыносимо яркое поле после битвы.

«Да нет почему позже» похожа на другие работы ставшей арт-звездой Гроссе, заливающей красками общественные пространства и укладывающей туда мертвые деревья. Но, во-первых, Москва ее работ не видела, а во-вторых, инсталляция очень подходит месту и моменту.

Она как эффектная метафора яркого, торжественного и не трагичного конца, гибели перед новым рождением. Но метафору зритель не обязан считывать, произведение Гроссе может работать как чистый аттракцион «Путешествие в страну красок» или «Пройтись по холсту», где надо, как в настоящем путешествии, почаще останавливаться и смотреть по сторонам на открывающиеся в новом ракурсе виды. Только так ты получишь максимум впечатлений.

И еще: общение с произведением Гроссе можно считать легкой разминкой перед восприятием выставки «Яёй Кусама: теория бесконечности». Она откроется 12 июня, и вот там у зрителей действительно голова пойдет кругом.

До 8 августа