Музей АЗ — Анатолия Зверева — открыли в Москве

Музей небольшой, частный, богатый
У Зверева все красивы
У Зверева все красивы / Е. Разумный / Ведомости

Анатолий Зверев – один из самых популярных, востребованных зрителями и коллекционерами художников советского андеграунда. Его талант, артистизм, богемный образ и ставшая легендарной благодаря множеству забавных и печальных историй жизнь всегда привлекали поклонников, их ряды и по сей день множатся.

Наталья Опалева, чья коллекция легла в основу Музея АЗ, стала его организатором, генеральным директором и, очевидно, спонсором. На прямой вопрос «Ведомостей», кто финансировал создание музея и кто будет оплачивать его существование, она ответила, что «частный музей – это, понятно, частные деньги». Соорганизатор АЗ и его арт-директор Полина Лобачевская – инициатор и куратор многих выставок Зверева и других отказавшихся от официальной советской карьеры художников. Лобачевская была вхожа в их круг, дружна с некоторыми и не раз становилась моделью Зверева.

Третья дама, которой АЗ обязан если не существованием, то значительностью, – Алики Костаки. Она передала в дар музею более 700 работ, собранных ее отцом, великим коллекционером Георгием Костаки. А это половина музейного фонда и, возможно, лучшая. «Отец считал, – рассказала Костаки «Ведомостям», – что Толя был художником великим, но неровным. Когда он жил у нас, на него никто не давил, он чувствовал себя свободно и рисовал очень легко».

То, что великий, но неровный, можно было заметить и на первой выставке, открывшей музей. Она называется фразой самого острого и точного на язык Зверева «АЗ – это я – как раз» и состоит из автопортретов и портретов друзей и заказчиков художника. Среди них есть совершенно прекрасные, и небрежные, и даже слащавые. Глядя на самый миловидный, Алики Костаки сказала: «Просто Глазунов какой-то. Я бы это не выставила».

На сеанс к Звереву

Поскольку помещение музея не может вместить более 50–70 посетителей, попасть в него можно, предварительно записавшись на сеанс. Это можно сделать на сайте Музея АЗ. В здании открыто кафе и книжный киоск, где можно купить все издания, подготовленные сотрудниками музея к открытию.

Отдельно на третьем этаже собраны портреты Оксаны Асеевой, представленной как возлюбленная художника. Вдова поэта Николая Асеева, одна из пяти оставшихся в легендах 20-х гг. сестер Синяковых, была на 40 лет старше Зверева. Он попал к ней в дом по пьянке, живал подолгу, скандаля и уходя в загул, но никаких следов грязи жизни на ее портретах не видно. С них смотрит печальная красавица с опавшими губами, над ее головой на одном из изображений стоит подпись художника и дата написания: 1971. Значит, модели было тогда без года 80, незнакомому с историей ее отношений со Зверевым такое в голову не придет. Очевидно, зрителям вместе с произведениями будут демонстрировать и биографию художника, производящую сильное и волнующее впечатление. А картины будут тут на сладкое.

Зверев жил и писал запойно, работы создавал молниеносно, наследие его огромно, в том числе и портретное. Но нет ни одной работы, где бы модели, особенно женщины, выглядели некрасиво, зло, неприятно или провокационно. Они похожи, как насельники какого-то его собственного лучезарного мира, где всё, в отличие от жизни, было прекрасно. Что не мешает видеть даже в самых экспрессивных каракулях характерные черты реальных людей.

Музей Зверева не только красив, но еще и солиден. Реконструкция небольшого дома проведена по высоким европейским стандартам. Здание заполнено экранами, на которых в режиме нон-стоп под многозначительные звуки музыки Ираиды Юсуповой наплывают на зрителей тяжелые электронные репродукции легких и артистичных, виртуозных и небрежных, ярких и сентиментальных, лишенных намека на пафос, но не драматизм картин Анатолия Зверева.

Почему создатели музея решили соединить виртуальное и реальное его существование, сказать трудно. Наверное, они уверены, что современный музей – это огромный компьютер, но кажется, что они просто боялись оставить зрителя в визуальной тишине, наедине с картинами – вдруг им будет скучно.