В Москве прошло вручение первой национальной анимационной премии «Икар»
Российское сообщество аниматоров давно в ней нуждалосьСпециальной анимационной премии у нас никогда не было, да и не знаю, где она есть – повсюду это искусство воспринимается младшим братом «большого кино» и на вручениях национальных премий ему отводится разве что одна номинация за лучший фильм в конце церемонии. Меж тем сами профессионалы анимации большие премии не любят, поскольку очень часто их выбор выглядит унизительно для искусства. Помню, как в этом году перед вручением «Оскара» аниматоры из разных стран желчно обсуждали в социальных сетях грядущий результат. В коротком списке мультфильмов-номинантов самой скучной и банальной выглядела диснеевская короткометражка про песика, который на фоне любви к неполезной еде помирил двух влюбленных. «Если победит Дисней, я выброшу свой телевизор», – гремел знаменитый канадский режиссер. Надо ли говорить, что именно диснеевский фильм и взял «Оскара». Причем я думаю, что не (только) потому, что у академиков плохой вкус, а потому, что имя Дисней – единственное, которое они знают.
У нас история с премиями складывается так же – я в свое время интересовалась у продюсеров, почему в какой-то весьма урожайный для отечественной анимации год «Нику» получил общепризнанно малоудачный коммерческий проект. «Представляли ли вы свои фильмы для премии?» – интересовалась я. «Это бесполезно, – вздыхал продюсер, – я печатаю сотни дисков для академиков, но никто их не смотрит. Все равно выберут то, что посмотрели их дети по телевизору на новогодних каникулах».
Совы в подарок
В качестве подарка гостям показали сделанный 20 режиссерами из 10 городов мира клип на смешную песню «Совы нежные», которая уже больше 10 лет почему-то служит негласным гимном отечественных аниматоров.
Необходимость профессионального гамбургского счета была очевидна, сообществу хотелось объявить действительно лучших в ключевых номинациях – режиссера, художника, сценариста и аниматора (который, в сущности, выполняет роль актера в мультфильме), ну и в других, которые уж совсем чужды игровому кино, вроде лучшего персонажа и т. д. Так была задумана премия «Икар» с логотипом в виде смешного носатого человечка с кинопленкой вместо крыльев из фильма Федора Хитрука. И разработана схема принятия решений: анимационному сообществу страны было предложено выбрать экспертов из числа уважаемых профессионалов. Получилось большое жюри из 35 человек, которое смотрело фильмы из длинного списка картин 2014 г. (в него вошли и несколько важных фильмов 2013-го, снятых в самом конце года). Выбирали сначала номинантов, а потом и лауреатов в 13 номинациях: «фильм», «фильм в кинопрокате» (полный метр), «сериал», «режиссер», «сценарист», «художник», «аниматор», «звукорежиссер», «композитор», «актер», «персонаж», «продюсер», «мастер» (классический приз за жизнь в искусстве).
Стали ясны лидеры российской анимации прошедшего года – в основных номинациях оказалось пять короткометражных фильмов: «Брут» (реж. Светлана Филиппова), «Мужчина встречает женщину» (реж. Дмитрий Геллер), «Мой личный лось» (реж. Леонид Шмельков), «Мы не можем жить без космоса» (реж. Константин Бронзит) и «Почему банан огрызается» (реж. Светлана Разгуляева).
Дело стало только за торжественной церемонией вручения премий – хотелось, чтобы все было по-настоящему. Но предсказуемым образом в конце прошлого года обещанный бюджет превратился в тыкву, и группа энтузиастов во главе с журналистом и режиссером Сергеем Капковым оказалась вообще без копейки. Вот тогда и выяснилось, что анимационное сообщество – самоорганизующаяся система: студии скинулись, участники работали бесплатно и в результате сделали в Доме кино церемонию торжественную и в то же время удивительно дружескую, домашнюю, что не анимационные люди, выходя на сцену, завистливо отмечали. Стены зала с помощью видеомэппинга превратились в анимированные античные картины из мультфильма Хитрука (студенты Scream School работали над ними тоже бесплатно). Ну а максимальное количество призов – за лучший сценарий, режиссуру и фильм получила картина Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса», снятая на питерской студии «Мельница». Поднимаясь на сцену за каждым следующим призом, Бронзит, который и сам входил в экспертное жюри, растерянно и радостно повторял: «Ребята, клянусь, я голосовал так, будто моего фильма в списке не было, это все вы!».