Дженнифер Лопес защитила традиционные ценности в триллере «Поклонник»
В Голливуде роль духовной скрепы играет жанрДженнифер Лопес играет школьную учительницу литературы, но не будем шутить на эту тему. Просто представим, что с нового учебного года в ее программе Гомер. Хотя больше подошли бы Корнель или Расин, потому что героиню некоторое время разрывает классицистский конфликт между чувством и долгом.
Долг – это семья, пусть и в состоянии полураспада: после измены с секретаршей муж (Джон Корбетт) уже девять месяцев живет отдельно, изредка возвращаясь в дом ради встречи с сыном-старшеклассником (Йен Нельсон), который учится в той же школе, где преподает мать.
Чувство – это новый замечательный сосед (Райан Гузман), обаятельный сирота с внешностью парня с журнальной обложки. Он умеет починить заклинившую дверь гаража и перебрать мотор, бережно ухаживает за двоюродным дедушкой и знает сюжет «Илиады». Мускулистые руки в машинном масле и Гомеров гекзаметр в устах – какая учительница устоит перед таким сочетанием. Но сестре героини, школьному завучу (Кристин Ченоуэт), которая впервые слышит про Ахилла с Агамемноном, идеальный юноша, записавшийся в литературный класс, сразу кажется подозрительным – и не зря.
Самим неловко
27-летний Райан Гузман впервые снимался в постельных сценах и признался, что очень нервничал. Куда более опытная Дженнифер Лопес тоже говорит, что сексуальные сцены с Гузманом были очень неловкими.
От классицистской трагедии голливудский триллер отличается тем, что конфликт чувства и долга не может пылать лишь внутри героини. Его надо непременно вывести наружу. Долг дает чувству бой, буквально. Позволив соседу-ученику завлечь себя в постель, учительница наутро понимает, что поступила дурно, и пытается пресечь всякую возможность дальнейших отношений. То есть выбирает долг. А чувство остается соседу. Тут-то и выясняется, что любитель «Илиады» – опасный психопат, не способный смириться с отказом. И понеслось: гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал.
За неимением богини гнев отвергнутого любовника воспевают, как умеют, сценаристка Барбара Карри и режиссер Роб Коэн. Поклонник преследует учительницу в школе и дома. Применяет шантаж (грозясь обнародовать фото- и видеодокументацию секса), хитрость (настраивая доверившегося ему сына героини против отца) и, наконец, открытое насилие. С середины фильма зритель начинает недоумевать, почему до сих не приехали санитары с полицией, но сценарист и режиссер сдерживают экстренные службы, позволяя Ахиллесу тысячи бедствий соделать. Чтобы перед их лицом семья сплотилась, воссоединилась и в финале наваляла супостату гаечным ключом.
Это один из главных запевов голливудских психотриллеров, на которых зритель, дрожа, получает моральный урок и осознает важность защиты традиционных ценностей, – в этом смысле массовые жанры гораздо эффективнее государственной пропаганды и клерикальной цензуры. Вместо того чтобы осуждать, запрещать и не пущать, лучше наглядно показать, что, чуть дал слабину, оступился, допустил нравственное падение, – маньяк уж тут как тут. И либо он тебя, либо вы его – сообща, всей семьей, а для этого надо простить друг друга и вообще стать лучше.
И драматургия в «Поклоннике» самая что ни на есть традиционная. Как завещал великий Чехов, если в первом акте над сценой висит восьмицилиндровый мотор, в четвертом он кого-нибудь придавит.